Электричество для детей

Электричество для детей

«Электричество»

Электричество – суть понятия для детей и взрослых.

Что же нас «бьёт», ток? или напряжение?

В этой главе стиль изложения можно назвать так: «детский сад». А всё потому, что во многих фильмах, книгах, телепередачах, даже в некоторых серьёзных трудах по психологии можно встретить изречение такого толка:

– вы знаете, как работает электричество? Я не знаю. И никто не знает.

– все знают, что такое электричество, но никто не может описать его. И т. п.

Вот именно – никто не знает! Потому, что понятие «Электричество» не раскрывается ни в школе, ни в ВУЗе…

Вот потому здесь так подробно, «по-детски» описано электричество, чтобы любой ребёнок смог это понять, зримо представить, так же, как радугу, как снег, как прибой. Чтобы любой человек далее смог бы представить себе это непростое, а теперь уже и несложное явление.

Тема – мелочь тема, если на неё глянет профессионал-электрик. Но только всего лишь глянет – вот беда, а объяснить не сможет. Мало того, вопрос «что нас «бьёт» – ток или напряжение» – равнозначен вопросу – «что вперёд появилось, курица или яйцо». Не по смыслу, а по сложности. Даже среди профессионалов.

«Простейшие» понятия, казалось бы, известные всем, сейчас выступят в качестве примера несколько другого, нового мышления. Принцип рассуждений назовём так: «Докопаться до сути».

На примере задачи: попробуем объяснить ребёнку, что будет, если он сунет пальчик в розетку. Приведём пример показа сути этого сложного явления простейшими, условно одинаковопонятными объяснениями.

Начнём с тока. Суть самого явления электричество, в бытовом понимании, начинается наоборот: потенциал, разность потенциалов, напряжение, «привязка» напряжения к сопротивлению проводника и затем только ток. Но объяснить и понять, в бытовом понимании, легче в обратном порядке.

Итак, каким образом нам объяснить ребёнку, что может произойти, если он сунет пальчик в розетку? Чем его там «стукнет»? И объяснить необходимо так, чтобы ребёнок понял, чтo его стукнет. Чтобы ребёнок смог понять природу электричества, но прежде на словах, из рассказа. «Без пальчиков».

* * *

Итак, тема. По проводу «течёт» ток. Это как?

Да очень просто. Применим правильный термин – «проводник». И объясним это ребёнку. Следующими словами. По поверхности проводника, то есть по проводу, «бегут» маленькие твёрдые шарики. Маленькие-маленькие! Твёрдые, чёрненькие и блестящие. Вдоль провода. По самому проводу. По его поверхности. Как на рисунке.

Рис. 1. Эскизный показ электрического тока.

Они «бегут», и если что встретится им на пути, то шарики это будут толкать. И чем больше шариков будет «бежать» тем сильнее они будут толкать всё, что встретится им на пути.

Рис. 2. Палец прикоснётся к проводу, где есть ток. Шарик ударит по пальцу – столкнёт его со своего пути.

Шарики – это ток. А вот количество шариков и определяет силу тока. Силу тока измеряем амперами. Это значит: какое-то количество шариков на единицу площади поверхности проводника (провода) и есть единица силы тока. (Не совсем по-детски…)

Рис. 4. Ток большой силы (много ампер)

Рис. 3. Ток малой силы (мало ампер)

Если использовать не приведённые термины, понятные для детей, а термины специальные, то надо будет сказать: проводимость бывает зарядовая и дырочная.

Рассказ об электричестве детям

Коротко и ясно. Правда, этой фразы достаточно, чтобы кого-то «поставить в тупик». В том числе и некоторых «профессионалов».

Вернёмся же к простейшим объяснениям. На уровне детей.

Дырки искать не будем. Будем смотреть только на шарики. Шарики «бегут» не прямо. Точнее, прямо, но с колебаниями вправо-влево.

Рис. 5. Эскизный показ напряжения.

Чтобы «бежать» прямо, надо просто «бежать». Но чтобы «бежать» с колебаниями, надо напрягаться. Так «бежать» трудно. И колебания их вправо-влево назовём напряжением. Чуть-чуть колеблются шарики в своём беге – маленькое напряжение. Сильно колеблются – большое напряжение. Большое напряжение или маленькое – этому соответствуют амплитуды их колебаний, насколько шарики колеблются вправо-влево. Напряжение измеряем вольтами.

Но это только начало. Далее можно нарисовать потенциал и разность потенциалов. Это уже чуть посложнее. Кому лень рисовать, может представить в уме. Все представили рисунок «разность потенциалов»? Причём, возражения «я не умею рисовать» не принимаются. Уметь рисовать не надо. Надо просто представить рисунок «потенциал электрического заряда». А потом представить рисунок «разность потенциалов». Это должны (обязаны!) представлять в уме инженеры-электрики. И такие рисунки было бы полезно рисовать в школьной программе обучения. Как элемент простейшего представления предмета. И только потом можно будет понять, что есть поле магнитное, что есть поле электрическое и как они соединяются в электромагнитное поле. Всё это нарисовать, чтобы суметь понять.

Но без первых двух рисунков почти невозможно понять, что «бьёт» человека, ток или напряжение. А с применением рисунков можно объяснить, что если рукой коснуться проводника (провода), где «бегут» шарики с маленьким напряжением, например, в 12 вольт или 36 вольт, то они несильно будут «постукивать» по пальцам, по ладони.

Рис. 6. Прикосновение к проводу с малым напряжением. «Удар» слабый, не больно пальцу. Просто «пощипывание».

Если же напряжение будет большое, скажем в 220 вольт, то колебания шариков будут сильные.

Рис. 7. Прикосновение к проводу с высоким напряжением. «Удар» сильный. Палец ощущает болевой контакт с чем-то невидимым. Больно! Шарик срикошетил и отскочил.

Рис. 8. Прикосновение к проводу с высоким напряжением. «Удар» сильный. Палец ощущает болевой контакт, и боль уходит дальше в руку. Этот момент наглядно показывает, что есть такое «поражение электротоком».

Шарики не просто будут «стукаться» в руку, но некоторые войдут в руку и «побегут» внутри руки, и через ногу «выбегут» в землю. Или через другую руку «выбегут» в стену или во что-то другое, что касается в этот момент рука.

Это очень больно, когда внутри тебя, через руку, сквозь руку «бегут» маленькие-маленькие шарики. А если шариков будет «бежать» очень много (ток силой 0,1А), то рука почернеет и отвалится.

Эти все объяснения очень понятны для первичного объяснения. Для детей. А потом уже можно дать объяснение вторичное, с применением специальных терминов. Школьникам старших классов.

Для полноты картины можно в детском стиле объяснить, что такое сопротивление.

Представьте, что вы берёте иголку и остриём надавливаете на кончик пальца. Кожа прогнётся под остриём, и будет чуть-чуть больно. Но иголка не вонзается в палец, потому что кожа сопротивляется острию. Кожа имеет сопротивление. Надавим сильнее, кожа прогнётся сильнее, и боль будет сильнее. В данном случае кожа прогибается, но сопротивления кожи всё ещё хватает, чтобы не допустить прокола. Но если давить сильнее, если давление иголки будет сильнее, чем сопротивление кожи, то иголка проколет кожу и тогда будет очень-очень больно.

Так и с электрическим током. Наша кожа имеет способность сопротивляться току так же, как и кончику иглы. И сила сопротивления так и называется – сопротивление. Но наша кожа имеет разное сопротивление. Сухую кожу не так просто проколоть иголкой. Надо сильно давить. А если кожа мокрая, например, если вы купаетесь в речке или моетесь в ванной? Мы знаем, что в воде гораздо легче поцарапаться или порезаться. Мокрая кожа имеет сопротивление ниже, чем сухая. Мокрую кожу, если надавить на неё иголкой, очень легко проколоть. Всё это потому, что сопротивление мокрой кожи ниже, чем сопротивление сухой кожи.

А теперь посмотрим на рисунки 6 и 7. Если палец сухой, то сопротивление его в таком случае будет большое, и шарик (ток) ударит и отскочит. Будет сосем не больно или не слишком больно. Но если палец мокрый, то шарик пробьёт кожу и заскочит внутрь пальца. Как на рисунке 8. А за первым шариком устремятся другие, ещё и ещё. Это будет очень больно. Это будет называться, что вас «ударило» током.

Если же вернуться к рисункам, поясняющим, что такое напряжение, то можно пояснить вот так. Палец мокрый «ударит» (пробьёт сопротивление кожи) ток даже низкого напряжения. 12 В или 36 В. Как на рисунке 8. А палец сухой ток низкого напряжения будет постукивать, пощипывать, как на рисунке 6. Но вот если же напряжение высокое, как в наших розетках, 220 В, то такое высокое напряжение «пробьёт» сопротивление кожи даже сухого пальца. Ток с высоким напряжением «пробьет» сопротивление кожи так, как иголка проколет кожу. Высокое напряжение, как на рисунке 8, означает, что шарики будут с силой стучать в кожу, пробивать сопротивление кожи. Это вроде бы как сделают маленькие-малюсенькие дырочки и устремятся в палец, в руку, в тело. Это очень больно. И даже смертельно – если в вас заскочит очень много шариков…

* * *

Далее можно продолжить в этом же ключе. И тогда можно методом рисунков объяснить, что такое потенциал, что такое разность потенциалов, чем разность потенциалов отличается от напряжения, чем потенциалы и напряжение отличаются от электродвижущей силы источника тока. И так далее.

* * *

Данный пример не есть совет системе просвещения. Специалисты системы просвещения лучше знают, как подать материал в учебных заведениях. Но этот пример представляет собой другой метода показа и осмысления простых, казалось бы, вопросов, которые, как оказалось, совсем не простые… Это принципиальный подход к любой проблеме, вопросу, аксиоме, любой стороне жизни: изложить вроде бы всем известные понятия простейшими, условно одинаковопонятными терминами, «докопаться» до сути.

Правда у каждого своя. И через эти «толпы правд» не видно истины. Потому что в наш информационный век мы начинаем мыслить поверхностно. На известные события смотрим «новым взглядом». А термины остались старые. И смысл их не меняется.

* * *

Хочется надеяться, что маленькие дети теперь смогут узнать, со слов взрослых, – что такое электрический ток прежде, чем сунут пальчик в розетку.

А взрослые дяди с квалификацией электрика теперь больше не будут спорить – что нас бьёт: ток? или напряжение?

* * *

Теперь, без экивоков. И без детского лепета. Что же нас «бьёт», ток? или напряжение?

Во-первых, напряжение есть всего лишь характеристика тока. Ответ – «бьёт» ток.

Во-вторых. Болевые ощущения в организме происходят при сильных возмущениях электромагнитных полей клеток и при деформации нервных окончаний – нейронов. Такое воздействие организм получает от движущихся зарядов при условии, если этих зарядов достаточно много. Условием движения зарядов (минусовых – электронов) является наличие разности потенциалов (напряжения) и отношения этого напряжения к сопротивлению проводника (электрическое сопротивление тела, замеренное между двумя точками соприкосновения). При определённом таком соотношении движение зарядов будет столь велико, что возникнут возмущения электромагнитных полей клеток и деформация нейронов. Что регистрируется мозгом как боль. Движение зарядов есть ток. Ответ – «бьёт» ток.

Дополнительно. Некое определённо большое количество зарядов, проходящее через живую клетку, будет вызывать в ней физические разрушения, что будет регистрироваться мозгом как очень сильная боль. Местные необратимые разрушения начинаются при определённо плотном потоке проходящих зарядов. Плотность потока зарядов (см. рис. 4), назовём всё это ток силой в 0,1А и выше, проводит к массовому разрушению клеток. Ток силой 0,1А считается опасным для жизни. Ответ – «бьёт» ток.

А напряжение… А напряжение есть предпосылка того, какой ток «пойдёт» через организм.

«Бьёт», всё-таки, ток.

* * *

Тем же читателям, которые сделают вывод для себя – мол, это и так всё ясно, есть шанс отличиться: представить сначала в своём воображении, а потом описать (проговорить вслух) и нарисовать простое явление – электромагнитный поток. Но так, чтобы ребёнок понял! Или, посложнее задача, – описать и нарисовать напряжённость электромагнитного поля.

Представьте, как это теперь просто – назвать вещи и события своим именами и договорить до конца, до логического вывода – вот главная платформа ТСЖ.

В электричестве можно описать и нарисовать всё: и что такое напряжение, и что такое Э.Д.С. Почему электродвижущая сила генератора автомобиля составляет 15–17 Вольт, а напряжение бортовой сети автомобиля – всего 12–13 Вольт. Теперь можно очень просто объяснить ребёнку – куда деваются эти 2–5 Вольт. Так ведь?

…Вот вам и «детский сад».

С древних пор люди знают, что существуют «электрические» рыбы, например угорь или скат, которые создают разряд, подобный разряду конденсатора. И вот профессор анатомии университета в городе Болонье Луиджи Гальвани (1737—1798) решил выяснить, не обладают ли такой способностью другие животные. В 1780 г. он препарировал мертвую лягушку и вывесил на балкон для просушки лапку этой лягушки на медной проволоке. Ветер раскачивал лапку, и Гальвани заметил, что, прикасаясь к железным перилам, она сокращается, совсем как у живого существа. Из этого Гальвани сделал ошибочный (как потом выяснили) вывод, что мышцы и нервы животных вырабатывают электричество.

Вывод этот был неправилен в случае лягушки. Между тем рыбы, вырабатывающие электричество, причем в немалом количестве, существуют и достаточно распространены. Вот что пишет об этом ученый, специалист в этой области Н. И. Тарасов.

В теплых и тропических морях, в реках Африки и Южной Америки живут несколько десятков видов рыб, способных временами или постоянно испускать электрические разряды разной силы. Своим электрическим током эти рыбы пользуются не только для защиты и нападения, но и для того, чтобы сигнализировать друг другу и обнаруживать заблаговременно препятствия (локации). Электрические органы встречаются только у рыб. Если бы они были у других животных, ученым давно бы это стало известно.

Электрические рыбы существуют на Земле уже миллионы лет. Их останки найдены в очень древних слоях земной коры. На древнегреческих вазах встречаются изображения электрического морского ската — торпедо.

В сочинениях древнегреческих и древнеримских писателей и натуралистов немало упоминаний о чудесной, непонятной силе, которой наделен торпедо. Врачи Древнего Рима держали этих скатов у себя дома в больших аквариумах. Они пытались использовать торпедо для лечения болезней: пациентов заставляли прикасаться к скату, и от ударов электрического тока больные будто бы выздоравливали.

Даже в наше время на побережье Средиземного моря и Атлантическом берегу Пиренейского полуострова пожилые люди бродят иногда по мелководью – надеются излечиться от ревматизма или подагры «целительным» электрическим торпедо.

Электричество у торпедо вырабатывается в особых органах – «электрических батареях». Они находятся между головой и грудными плавниками и состоят из сотен шестигранных столбиков студенистого вещества. Столбики отделены друг от друга плотными перегородочками, к которым подходят нервы. Верхушки и основания столбиков соприкасаются с кожей спины и брюха. Нервы, подходящие к электрическим органам, сильно развиты и имеют внутри «батарей» около полумиллиона окончаний.
За несколько десятков секунд торпедо испускает сотни и тысячи коротких разрядов, идущих потоком от брюха к спине. Напряжение тока у разных видов скатов колеблется от 80 до 300 В при силе тока 7 – 8 А.

В водах наших морей живут некоторые виды колючих скатов – райя, или, как их у нас называют, морские лисицы. Действие электрических органов у этих скатов гораздо слабее, чем у торпедо. Можно предполагать, что слабые, но хорошо развитые электрические органы райя служат им для связи друг с другом и играют роль беспроволочного телеграфа.

Недавно ученые установили, что африканская пресноводная рыбка гимнархус всю жизнь непрерывно испускает слабые, но частые электрические сигналы. Ими гимнархус как бы прощупывает пространство вокруг себя. Он уверенно плавает в мутной воде, среди водорослей и камней, не задевая телом ни за какие препятствия. Такой же способностью наделены и «слаботочные» родственники электрического угря – южноамериканские гимноты и африканская рыбка мормиропс.

В восточной части тихоокеанских тропических вод живет скат дископиге глазчатый. Он занимает как бы промежуточное положение между торпедо и колючими скатами. Питается скат мелкими рачками и легко их добывает, не применяя электрического тока. Его электрические разряды никого не могут убить и, вероятно, служат ему лишь для того, чтобы отгонять от себя хищников.

Электрические органы есть не только у скатов. Тело африканского речного сома – малаптеруруса, обернуто, как шубой, студенистым слоем, в котором образуется электрический ток. На долю электрических органов приходится около четверти веса всего сома.

Безопасность детей дома: электричество и правила пожарной безопасности

Напряжение разрядов этой рыбы достигает 360 В; оно небезопасно для человека и, конечно, гибельно для рыб.

В Индийском, Тихом и Атлантическом океанах, в Средиземном и Черном морях живут небольшие рыбки, похожие на бычков, – звездочеты . Обычно они лежат на прибрежном дне, подкарауливая проплывающую сверху добычу. Поэтому их глаза, расположенные на верхней стороне головы, смотрят вверх. Отсюда и происходит их название. Некоторые виды звездочетов имеют электрические органы, которые находятся в глазной впадине и служат, вероятно, лишь для сигнализации.

В южноамериканских тропических реках живет электрический угорь. Это серо-синяя змееобразная рыба длиной до 3 м. На долю головы и грудобрюшной части приходится всего 1/5 ее тела, а вдоль 4/5 тела с обеих сторон расположены сложные электрические органы. Они состоят из 6 000 – 7 000 пластинок, отделенных друг от друга тонкой оболочкой и изолированных прокладками из студенистого вещества. Пластинки образуют своего рода батарею, дающую разряд по направлению от хвоста к голове. Ток угря достаточен, чтобы убить в воде рыбу или лягушку. Плохо приходится и людям, купающимся в реке: электрический орган угря дает напряжение в несколько сот вольт. Особенно сильное напряжение тока дает угорь, когда он изгибается дугой так, что жертва находится между его хвостом и головой: получается замкнутое электрическое кольцо.

Электрический разряд угря привлекает других угрей, находящихся поблизости. Этим свойством угрей можно пользоваться и искусственно. Разряжая в воду любой источник электричества, удавалось привлекать целое стадо угрей, надо было только подобрать соответствующее напряжение тока и частоту разрядов.

Подсчитано, что 10 000 угрей могли бы дать энергию для движения электропоезда в течение нескольких минут. Но после этого поезд стоял бы несколько суток, пока угри не восстановили бы свою электрическую энергию

«Электричество»

Электричество – суть понятия для детей и взрослых.

Что же нас «бьёт», ток? или напряжение?

В этой главе стиль изложения можно назвать так: «детский сад». А всё потому, что во многих фильмах, книгах, телепередачах, даже в некоторых серьёзных трудах по психологии можно встретить изречение такого толка:

– вы знаете, как работает электричество? Я не знаю. И никто не знает.

– все знают, что такое электричество, но никто не может описать его. И т. п.

Вот именно – никто не знает! Потому, что понятие «Электричество» не раскрывается ни в школе, ни в ВУЗе…

Вот потому здесь так подробно, «по-детски» описано электричество, чтобы любой ребёнок смог это понять, зримо представить, так же, как радугу, как снег, как прибой. Чтобы любой человек далее смог бы представить себе это непростое, а теперь уже и несложное явление.

Тема – мелочь тема, если на неё глянет профессионал-электрик. Но только всего лишь глянет – вот беда, а объяснить не сможет. Мало того, вопрос «что нас «бьёт» – ток или напряжение» – равнозначен вопросу – «что вперёд появилось, курица или яйцо». Не по смыслу, а по сложности. Даже среди профессионалов.

«Простейшие» понятия, казалось бы, известные всем, сейчас выступят в качестве примера несколько другого, нового мышления. Принцип рассуждений назовём так: «Докопаться до сути».

На примере задачи: попробуем объяснить ребёнку, что будет, если он сунет пальчик в розетку. Приведём пример показа сути этого сложного явления простейшими, условно одинаковопонятными объяснениями.

Начнём с тока. Суть самого явления электричество, в бытовом понимании, начинается наоборот: потенциал, разность потенциалов, напряжение, «привязка» напряжения к сопротивлению проводника и затем только ток. Но объяснить и понять, в бытовом понимании, легче в обратном порядке.

Итак, каким образом нам объяснить ребёнку, что может произойти, если он сунет пальчик в розетку? Чем его там «стукнет»? И объяснить необходимо так, чтобы ребёнок понял, чтo его стукнет. Чтобы ребёнок смог понять природу электричества, но прежде на словах, из рассказа. «Без пальчиков».

* * *

Итак, тема. По проводу «течёт» ток. Это как?

Да очень просто. Применим правильный термин – «проводник». И объясним это ребёнку. Следующими словами. По поверхности проводника, то есть по проводу, «бегут» маленькие твёрдые шарики. Маленькие-маленькие! Твёрдые, чёрненькие и блестящие. Вдоль провода. По самому проводу. По его поверхности. Как на рисунке.

Рис. 1. Эскизный показ электрического тока.

Они «бегут», и если что встретится им на пути, то шарики это будут толкать. И чем больше шариков будет «бежать» тем сильнее они будут толкать всё, что встретится им на пути.

Рис. 2. Палец прикоснётся к проводу, где есть ток. Шарик ударит по пальцу – столкнёт его со своего пути.

Шарики – это ток. А вот количество шариков и определяет силу тока. Силу тока измеряем амперами. Это значит: какое-то количество шариков на единицу площади поверхности проводника (провода) и есть единица силы тока. (Не совсем по-детски…)

Рис.

Как объяснить детям, что такое электричество

4. Ток большой силы (много ампер)

Рис. 3. Ток малой силы (мало ампер)

Если использовать не приведённые термины, понятные для детей, а термины специальные, то надо будет сказать: проводимость бывает зарядовая и дырочная. Коротко и ясно. Правда, этой фразы достаточно, чтобы кого-то «поставить в тупик». В том числе и некоторых «профессионалов».

Вернёмся же к простейшим объяснениям. На уровне детей.

Дырки искать не будем. Будем смотреть только на шарики. Шарики «бегут» не прямо. Точнее, прямо, но с колебаниями вправо-влево.

Рис. 5. Эскизный показ напряжения.

Чтобы «бежать» прямо, надо просто «бежать». Но чтобы «бежать» с колебаниями, надо напрягаться. Так «бежать» трудно. И колебания их вправо-влево назовём напряжением. Чуть-чуть колеблются шарики в своём беге – маленькое напряжение. Сильно колеблются – большое напряжение. Большое напряжение или маленькое – этому соответствуют амплитуды их колебаний, насколько шарики колеблются вправо-влево. Напряжение измеряем вольтами.

Но это только начало. Далее можно нарисовать потенциал и разность потенциалов. Это уже чуть посложнее. Кому лень рисовать, может представить в уме. Все представили рисунок «разность потенциалов»? Причём, возражения «я не умею рисовать» не принимаются. Уметь рисовать не надо. Надо просто представить рисунок «потенциал электрического заряда». А потом представить рисунок «разность потенциалов». Это должны (обязаны!) представлять в уме инженеры-электрики. И такие рисунки было бы полезно рисовать в школьной программе обучения. Как элемент простейшего представления предмета. И только потом можно будет понять, что есть поле магнитное, что есть поле электрическое и как они соединяются в электромагнитное поле. Всё это нарисовать, чтобы суметь понять.

Но без первых двух рисунков почти невозможно понять, что «бьёт» человека, ток или напряжение. А с применением рисунков можно объяснить, что если рукой коснуться проводника (провода), где «бегут» шарики с маленьким напряжением, например, в 12 вольт или 36 вольт, то они несильно будут «постукивать» по пальцам, по ладони.

Рис. 6. Прикосновение к проводу с малым напряжением. «Удар» слабый, не больно пальцу. Просто «пощипывание».

Если же напряжение будет большое, скажем в 220 вольт, то колебания шариков будут сильные.

Рис. 7. Прикосновение к проводу с высоким напряжением. «Удар» сильный. Палец ощущает болевой контакт с чем-то невидимым. Больно! Шарик срикошетил и отскочил.

Рис. 8. Прикосновение к проводу с высоким напряжением. «Удар» сильный. Палец ощущает болевой контакт, и боль уходит дальше в руку. Этот момент наглядно показывает, что есть такое «поражение электротоком».

Шарики не просто будут «стукаться» в руку, но некоторые войдут в руку и «побегут» внутри руки, и через ногу «выбегут» в землю. Или через другую руку «выбегут» в стену или во что-то другое, что касается в этот момент рука.

Это очень больно, когда внутри тебя, через руку, сквозь руку «бегут» маленькие-маленькие шарики. А если шариков будет «бежать» очень много (ток силой 0,1А), то рука почернеет и отвалится.

Эти все объяснения очень понятны для первичного объяснения. Для детей. А потом уже можно дать объяснение вторичное, с применением специальных терминов. Школьникам старших классов.

Для полноты картины можно в детском стиле объяснить, что такое сопротивление.

Представьте, что вы берёте иголку и остриём надавливаете на кончик пальца. Кожа прогнётся под остриём, и будет чуть-чуть больно. Но иголка не вонзается в палец, потому что кожа сопротивляется острию. Кожа имеет сопротивление. Надавим сильнее, кожа прогнётся сильнее, и боль будет сильнее. В данном случае кожа прогибается, но сопротивления кожи всё ещё хватает, чтобы не допустить прокола. Но если давить сильнее, если давление иголки будет сильнее, чем сопротивление кожи, то иголка проколет кожу и тогда будет очень-очень больно.

Так и с электрическим током. Наша кожа имеет способность сопротивляться току так же, как и кончику иглы. И сила сопротивления так и называется – сопротивление. Но наша кожа имеет разное сопротивление. Сухую кожу не так просто проколоть иголкой. Надо сильно давить. А если кожа мокрая, например, если вы купаетесь в речке или моетесь в ванной? Мы знаем, что в воде гораздо легче поцарапаться или порезаться. Мокрая кожа имеет сопротивление ниже, чем сухая. Мокрую кожу, если надавить на неё иголкой, очень легко проколоть. Всё это потому, что сопротивление мокрой кожи ниже, чем сопротивление сухой кожи.

А теперь посмотрим на рисунки 6 и 7. Если палец сухой, то сопротивление его в таком случае будет большое, и шарик (ток) ударит и отскочит. Будет сосем не больно или не слишком больно. Но если палец мокрый, то шарик пробьёт кожу и заскочит внутрь пальца. Как на рисунке 8. А за первым шариком устремятся другие, ещё и ещё. Это будет очень больно. Это будет называться, что вас «ударило» током.

Если же вернуться к рисункам, поясняющим, что такое напряжение, то можно пояснить вот так. Палец мокрый «ударит» (пробьёт сопротивление кожи) ток даже низкого напряжения. 12 В или 36 В. Как на рисунке 8. А палец сухой ток низкого напряжения будет постукивать, пощипывать, как на рисунке 6. Но вот если же напряжение высокое, как в наших розетках, 220 В, то такое высокое напряжение «пробьёт» сопротивление кожи даже сухого пальца. Ток с высоким напряжением «пробьет» сопротивление кожи так, как иголка проколет кожу. Высокое напряжение, как на рисунке 8, означает, что шарики будут с силой стучать в кожу, пробивать сопротивление кожи. Это вроде бы как сделают маленькие-малюсенькие дырочки и устремятся в палец, в руку, в тело. Это очень больно. И даже смертельно – если в вас заскочит очень много шариков…

* * *

Далее можно продолжить в этом же ключе. И тогда можно методом рисунков объяснить, что такое потенциал, что такое разность потенциалов, чем разность потенциалов отличается от напряжения, чем потенциалы и напряжение отличаются от электродвижущей силы источника тока. И так далее.

* * *

Данный пример не есть совет системе просвещения. Специалисты системы просвещения лучше знают, как подать материал в учебных заведениях. Но этот пример представляет собой другой метода показа и осмысления простых, казалось бы, вопросов, которые, как оказалось, совсем не простые… Это принципиальный подход к любой проблеме, вопросу, аксиоме, любой стороне жизни: изложить вроде бы всем известные понятия простейшими, условно одинаковопонятными терминами, «докопаться» до сути.

Правда у каждого своя. И через эти «толпы правд» не видно истины. Потому что в наш информационный век мы начинаем мыслить поверхностно. На известные события смотрим «новым взглядом». А термины остались старые. И смысл их не меняется.

* * *

Хочется надеяться, что маленькие дети теперь смогут узнать, со слов взрослых, – что такое электрический ток прежде, чем сунут пальчик в розетку.

А взрослые дяди с квалификацией электрика теперь больше не будут спорить – что нас бьёт: ток? или напряжение?

* * *

Теперь, без экивоков. И без детского лепета. Что же нас «бьёт», ток? или напряжение?

Во-первых, напряжение есть всего лишь характеристика тока. Ответ – «бьёт» ток.

Во-вторых. Болевые ощущения в организме происходят при сильных возмущениях электромагнитных полей клеток и при деформации нервных окончаний – нейронов. Такое воздействие организм получает от движущихся зарядов при условии, если этих зарядов достаточно много. Условием движения зарядов (минусовых – электронов) является наличие разности потенциалов (напряжения) и отношения этого напряжения к сопротивлению проводника (электрическое сопротивление тела, замеренное между двумя точками соприкосновения). При определённом таком соотношении движение зарядов будет столь велико, что возникнут возмущения электромагнитных полей клеток и деформация нейронов. Что регистрируется мозгом как боль. Движение зарядов есть ток. Ответ – «бьёт» ток.

Дополнительно. Некое определённо большое количество зарядов, проходящее через живую клетку, будет вызывать в ней физические разрушения, что будет регистрироваться мозгом как очень сильная боль. Местные необратимые разрушения начинаются при определённо плотном потоке проходящих зарядов. Плотность потока зарядов (см. рис. 4), назовём всё это ток силой в 0,1А и выше, проводит к массовому разрушению клеток. Ток силой 0,1А считается опасным для жизни. Ответ – «бьёт» ток.

А напряжение… А напряжение есть предпосылка того, какой ток «пойдёт» через организм.

«Бьёт», всё-таки, ток.

* * *

Тем же читателям, которые сделают вывод для себя – мол, это и так всё ясно, есть шанс отличиться: представить сначала в своём воображении, а потом описать (проговорить вслух) и нарисовать простое явление – электромагнитный поток. Но так, чтобы ребёнок понял! Или, посложнее задача, – описать и нарисовать напряжённость электромагнитного поля.

Представьте, как это теперь просто – назвать вещи и события своим именами и договорить до конца, до логического вывода – вот главная платформа ТСЖ.

В электричестве можно описать и нарисовать всё: и что такое напряжение, и что такое Э.Д.С. Почему электродвижущая сила генератора автомобиля составляет 15–17 Вольт, а напряжение бортовой сети автомобиля – всего 12–13 Вольт. Теперь можно очень просто объяснить ребёнку – куда деваются эти 2–5 Вольт. Так ведь?

…Вот вам и «детский сад».

Удар молнии прекрасно демонстрирует нам невероятную силу электричества. Интенсивная вспышка света создается естественным путем, благодаря статическому электричеству. Мы активно используем электричество для снабжения энергией наших домов, школ, заводов и фабрик.

Что такое электричество?

Электричество-это не только то, что есть в электрической батарейке. Электричество-это один из базовых компонентов нашей Вселенной. Все, что окружает нас сделано из невидимых атомов, атомы в свою очередь состоят из частиц, которые могут переносить электрический заряд. Заряд может быть либо положительным, либо отрицательным. Частицы с одинаковым зарядом отталкиваются, а с разным-притягиваются. Когда заряженная частица приходит в движение мы получаем электроэнергию, которая используется повсеместно.

Удивительная сила электричества

Электричество есть в природе и молния прекрасно нам это демонстрирует. Молния появляется тогда, когда сильный ветер начинает электризовать облако и часть его становится заряжена положительно, а часть отрицательно. Это в конечном итоге создает статическое электричество, которое и образует молнию. Электричество может быть очень опасным, оно может даже причинить вред здоровью.

Сколько форм электричества существует?

Электроны могут двигаться благодаря электрическому напряжению, когда ток проходит по электрической цепи или не двигаться направленно. Обычно большинство материалов нейтральны (не имеют заряда). Но если материал собирает или теряет большое количество электронов, то он становится заряженным статическим электричеством.

Что такое электростатическая индукция?

Электрическая индукция-это процесс, благодаря которому один заряженный объект может зарядить другой объект без контакта с ним. Например, заряженный пластмассовый гребень для волос притягивает кусочки бумаги.

Как работает электрическая индукция?

Когда гребень подносится к бумаге, то отрицательный заряд гребня отталкивает электроны в бумаге в сторону, наиболее удаленную от него.

ПАПА СЕГОДНЯ

Это создает положительный заряд на стороне бумаги, обращенной к нему. Положительный и отрицательный заряды притягиваются друг к другу, поэтому бумага и притягивается к гребню.

Материал подготовлен специально для сайта "Твой ребенок". Копирование разрешено при условии установки прямой обратной ссылки на главную страницу сайта и сохранении логотипа проекта.

Удар молнии прекрасно демонстрирует нам невероятную силу электричества. Интенсивная вспышка света создается естественным путем, благодаря статическому электричеству. Мы активно используем электричество для снабжения энергией наших домов, школ, заводов и фабрик.

Что такое электричество?

Электричество-это не только то, что есть в электрической батарейке. Электричество-это один из базовых компонентов нашей Вселенной. Все, что окружает нас сделано из невидимых атомов, атомы в свою очередь состоят из частиц, которые могут переносить электрический заряд. Заряд может быть либо положительным, либо отрицательным. Частицы с одинаковым зарядом отталкиваются, а с разным-притягиваются. Когда заряженная частица приходит в движение мы получаем электроэнергию, которая используется повсеместно.

Удивительная сила электричества

Электричество есть в природе и молния прекрасно нам это демонстрирует. Молния появляется тогда, когда сильный ветер начинает электризовать облако и часть его становится заряжена положительно, а часть отрицательно. Это в конечном итоге создает статическое электричество, которое и образует молнию. Электричество может быть очень опасным, оно может даже причинить вред здоровью.

Сколько форм электричества существует?

Электроны могут двигаться благодаря электрическому напряжению, когда ток проходит по электрической цепи или не двигаться направленно. Обычно большинство материалов нейтральны (не имеют заряда).

Совет 1: Как объяснить ребенку электричество

Но если материал собирает или теряет большое количество электронов, то он становится заряженным статическим электричеством.

Что такое электростатическая индукция?

Электрическая индукция-это процесс, благодаря которому один заряженный объект может зарядить другой объект без контакта с ним. Например, заряженный пластмассовый гребень для волос притягивает кусочки бумаги.

Как работает электрическая индукция?

Когда гребень подносится к бумаге, то отрицательный заряд гребня отталкивает электроны в бумаге в сторону, наиболее удаленную от него. Это создает положительный заряд на стороне бумаги, обращенной к нему. Положительный и отрицательный заряды притягиваются друг к другу, поэтому бумага и притягивается к гребню.

Материал подготовлен специально для сайта "Твой ребенок". Копирование разрешено при условии установки прямой обратной ссылки на главную страницу сайта и сохранении логотипа проекта.

admin