Как можно относиться к человеку

Как можно относиться к человеку

Как правильно относиться к людям

Мы видим в людях только внешнее и берем от них внешнее и не замечаем клада, лежащего в каждом, не ищем этого клада. Надо искать талант сердца: этот клад есть источник блага.

Наша задача обращать внимание не на внешнее, а искать в себе и других то, что у нас от Бога. Если посмотреть каждому человеку внутрь, то можно увидеть его истинную сущность. Это нелегко сделать, но надо понуждать себя на это.

Самопознание

Господь посылает нас в мир, чтобы выявить свои богатства. Если мы по крупинкам соберем открытое нам добро и свет, то и это уже будет много.

Здесь важен уже процесс самого искания, так как это уже есть момент духовного просветления: красота искомого тогда наполняет красотою нашу душу.

Об очищении сердца

Момент исторжения греховных сорняков из нашего сердца и очищение его дает нам ощущение подлинного блага, дает нам радость жизни. Это благо есть ступень к обители лицезрения Бога, момент нашего духовного роста.

Как обретается Божественный Свет

В мире то, что мы принимаем за реальность, не есть подлинная реальность, какой является лишь Божественный свет, но этот свет может засиять в нас лишь в итоге борьбы с грехом, через преодоление тьмы усилием нашей воли и благодатью Божией.

Божественный свет, который мы в себе открываем, делает нас зрячими, а когда у нас открыто зрение, то мы не будем всю силу нашей души влагать в незначащие вещи. Когда с помощью Божией свет этот выявится в нас, он будет все нас освещать Божественным светом, как с фонариком идет человек и освещает свой путь.

Свобода воли

То лучшее, что дал нам Господь как венцу Своего творения – свободную волю, достоинство которой Сам и оберегает, ни оказывая на нас никакого давления, мы не бережем и часто беззаботно порабощаем ее греху.

Чистое сердце помогает другим

Греховное состояние, идущее от другого как раздражение – если мы сдерживаем свое раздражение, — обращается нам на пользу, как устрояющее наше и другого духовное благо. Этим же мы останавливаем и чужое раздражение.

О покаянии

Будущее – всегда около нас, оно связано с нашим покаянием и исправлением.

Самооправдание

Грех, в нас живущий, затемняет нас и заставляет оправдываться пред нами самими же. Самооправдание подставляет нам лукавый. Пока не пробудится совесть, чуткая не только к отдельным грехам, в нас редко сознание нашей греховности.

Наши оправдания наших греховных действий – враг нашего спасения. Только осознание опасности греха вызывает волю к борьбе против греха.

Осознание, что грех не есть наше, чрезвычайно важно, так как помогает бороться с грехом.

Поле битвы – обычная жизнь

Спасение в наших руках: его можно строить в нашей мирной каждодневной жизни.

Отношение к человеку

Для искоренения зла надо извергнуть изнутри то, что есть нехорошего в себе. Если представится для этого случай в своей семье, в повседневной работе, не оставлять этого момента.

Созидание внутреннего человека совершается не в мире поражающих подвигов, а в будничной жизни.

Что есть духовная жизнь

Духовную жизнь мы начинаем понимать только в результате процесса борьбы с грехом. Подобное познается подобным, и Бог познается святостью.

О Духе Святом и грехе

Духовная жизнь познается по плодам ее. Источник духовной жизни является Дух Святой. Плоды Духа Святого созидаются в порядке сочетания с благодатью Божией воли человеческой, направленной к борьбе с грехом.

Отображение Бога в нас в меру нашего очищения является для нас благом. Когда в человеке действует Дух Святой, в нем водворяются мир, кротость, радость о Духе Святом.

Стяжания Духа Святого – это самая необходимая задача нашей жизни, несущая нам благо, как этому научаемся у преподобного Серафима Саровского.

Когда мы боремся с греховными состояниями, мы отвоёвываем в сердце место для действия Духа Святого. Действие Духа Святого несет нам состояние мира, что есть подлинная реальная жизнь.

Почему мы несчастны.

И в самом деле, мы несчастны, так как являемся рабами вещей и, живя механически, подчиняемся течению обстоятельств. Всю свою энергию мы влагаем в незначащие вещи, которые сегодня есть, а завтра могут и не быть. Текучесть и преходящность нашей жизни с ее обидами, осуждением и завистью мы принимаем за подлинную нашу жизнь. Раздражаясь и огорчаясь, мы теряем мир в своем сердце и погружаемся во тьму.

Пребывая все время в состоянии тьмы, мы сами лишаемся счастья, радости и света. Зло-грех обкрадывает человека, не позволяя ему выявляться в полноте его духовных сил. Если бы не грех, человек раскрылся бы в полноте его духовной сущности. Состояние тьмы и злобы, в которых мы пребываем, начало того ада, в который мы и попадем, если не опомнимся.

Смысл обыденной жизни.

Обыденная наша жизнь есть средство для созидания подлинной жизни. Мы же средство обратили в цель. Наши реальные шаги, вытекая из нереального, несут с собою зло, печаль и страдания. Мы ходим как бы во сне и, погруженные во тьму греховности и страстей, смотрим только во тьму, которую и видим. Лукавый мешает нам видеть свет.

Душа создана для вечности

Наша душа создана для вечности, а мы совершенно не заботимся о ней. Мы стараемся приобретать всевозможные сокровища, кроме сокровищ вечности. Мы плохие купцы. Мы дешево ценим нашу душу. А ведь нет ничего ценнее души.

Важно, чтобы каждый день не ушел пустым в вечность, нельзя довольствоваться механическим течением нашей жизни. Надо находить в каждодневной жизни ценности. Каждый день нам дан для извлечения хотя бы минимума того блага, той радости, которая, в сущности, и есть вечность и которая войдет вместе с нами в будущую жизнь.

О Свете и тьме в сердце

Сердце наше есть арена борьбы лукавого с Богом, и борьба эта происходит ежечасно, ежеминутно. Надо все время со вниманием стоять на страже у сердца, проразумевать козни лукавого и отражать их.

Божественный свет все время льется в мир. Только тьмою нашей души этот свет отстраняется от нас. Наша тьма не позволяет схватиться нам за этот свет. Только когда мы рассеиваем тьму, мы озаряемся светом.

О добре.

Добро вечно, и оно, исходя от Бога, к Нему и стремится. Это движение добра к Богу и есть подлинная жизнь: устроение царства Божия на земле. Надо употребить усилие к добру, а добро уже само потянется к нам… Основная задача нашей жизни – изгонять тьму из нашего сердца.

Тем более для христианина нужен подвиг для преодоления злой, греховной природы, которая мешает нашему счастью и лишает нас вечной жизни. Правда, начать борьбу с грехом трудно. Лукавый хитер.

Как бороться с грехом.

Как же начать борьбу с грехом? Нужно найти силу, разрушающую и обессиливающую грех. Надо связаться с источником силы добра – Богом – обращением к Нему с мольбой о помощи нам, так как тяготеющая сила греха обессиливает наши старания, и без помощи Бога мы бессильны изменить нашу греховную природу.

Призывая Бога, мы полностью переходим в иную область бытия. Это перехождение в иную область уже есть подвиг, как усилие высвободиться от механически действующих на нас условий жизни, но самый подвиг наш сочетается со светом Божества. Обратившись к Богу-Слову словом, мы получаем в ответ Божественный свет, который явится путеводной звездой в нашей жизни.

Об одиночестве

Больно сознавать, что много людей жалуется на одиночество. Обособленность от других действительно угнетает человека, а единение, наоборот, дает бодрость, так как человек чувствует, что он в мире не затерт. Единение между людьми есть нить, переброшенная от земли к небу, к Богу, к Единящему центру. Единство, исходящее из сердца одного к сердцу другого, имеет в себе направление к одному центру – к Богу, ибо единение между людьми и есть жизнь, разделение же есть смерть. Единение между людьми несет нам благо, которое дает нам радость жизни. Это закон жизни, отступая от которого люди должны страдать неминуемо.

Поиск радости

Мы все ждем радостей извне, а того, что есть в нас самих, мы не замечаем. Мы потому и окутаны тьмой – и внутри, и вовне. В наших сердцах лежит тьма греховная, и мы придаем не то значение вещам, какое надо. Мы запутываемся в мелочах, устаем в суете, дела не делаем, а друг с другом ссоримся. Так день идет за днем, и данный момент жизни уходит без того содержания, которым мы могли бы наполнить нашу жизнь, если бы прежде всего искали друг в друге общее нам, божеское.

Причины разделений

Общаясь с другими людьми изнутри немирно, мы вызываем состояние разделения и отчуждения друг от друга. Почувствовав разделение, мы ощущаем неблаго, несчастье и действительно страдаем. Где же в буднях благо и радость? Как осветлить нашу жизнь? Как найти тропинку к свету? Господь есть источник света радости, а лукавый несет нам тьму. Враг наш нагоняет тьму в наше сердце, а во тьме воспринимаем жизнь неверно.

Добро и зло



Как нужно относиться к окружающим? Быть приветливым, отзывчивым, понимающим… Все это, кажется, верно. Но когда я задумываюсь о том, как нужно, меня начинает смущать слово «нужно». От него веет какой-то искусственностью. Быть искренним — тоже немножко не то. А если я искренне кого-то терпеть не могу? «Мастер сказок» вновь заставил меня задуматься. На этот раз тема — чуткость по отношению к окружающим.

Чуткое сердце

В моем представлении чуткость — это умение чувствовать и понимать, что происходит в душе у другого. Это неэгоистичный взгляд на окружающих. Это элементарное понимание того, что вокруг тебя живые существа со своими проблемами, желаниями и задачами. Это уважение к индивидуальности другого, умение видеть его потребности.

Человек, имеющий чуткое сердце, смотрит на окружающих не через призму собственных ожиданий и не с позиции собственного мнения обо всем на свете. Он старается видеть сердцем и, если это возможно, оказать именно сердечную поддержку.

Чуткая помощь

В описании карты «Чуткая помощь» есть сказка про чудесную корову. Попробую кратко ее пересказать.

Жила-была чудесная корова. Чудесной она была потому, что давала волшебное молоко. Одна капля этого молока была способна исцелить от болезни и избавить от несчастья. Когда люди прознали про это, то вереницей потянулись к корове. Кто с ведрами, кто с кувшинами. Люди приходили, брали молоко и уходили. А потом возвращались вновь. Но в один прекрасный день молоко у чудесной коровы пропало. Люди очень разозлились, стали требовать у нее волшебное молоко, обзывать, обвинять. Чуть было не дошло до насилия, но в это время появился чужестранец. Посмотрел он на чудесную корову, на людей, и все понял. Он подошел к корове, погладил ее, сказал добрые ласковые слова, принес ей сена и воды. Потом этот человек обратился к собравшимся людям. Он обвинил их в том, что они брали у чудесной коровы целебное молоко и ничего не давали взамен. Поэтому в том, что молоко исчезло, виноваты они сами — ведь за чудесной коровой надо ухаживать. Сначала люди разозлились, но потом поняли, что слова этого человека правдивы, и устыдились. Чужестранец научил людей ухаживать за чудесной коровой, и вскоре у нее опять появилось волшебное молоко.

Я рассказала только общий смысл, но даже из этого короткого пересказа можно сделать для себя много выводов. Я сейчас хочу поставить акцент на том, что в этой сказке поразило меня, на том, что является чуткой помощью.

Мы часто делимся друг с другом своими проблемами и горестями. Я в таких ситуациях, когда кто-то рассказывает мне о своей проблеме, стараюсь посоветовать, как поступить, чтобы улучшить свое положение.

Как можно относиться к человеку

Совсем не так поступает чужестранец из сказки. Вы заметили, он не говорит: «Корова, беги отсюда! Эти люди никогда не оценят тебя по-достоинству! Они не понимают тебя и то, какая ты чудесная! Зачем ты вообще давала им столько молока, сколько они хотели? Надо было отдавать свой дар по капельке, тогда люди ценили бы его. Корова, ты теперь знаешь, какие бывают люди, и в следующий раз будешь осторожнее. Тебе нужно найти тех, кто сможет оценить тебя. И тогда ты сможешь делиться своим даром, а люди будут за тобой ухаживать. Иди, корова, ищи свое место под солнцем. У тебя получится, ведь ты теперь имеешь опыт!».

Совсем не так поступает человек из сказки. Он говорит корове добрые слова в противовес тем оскорблениям, которые ее обидели. Он ухаживает за коровой в отличие от тех людей, которые видели в ней только источник своих благ. Чужестранец дает чудесной корове именно то, в чем она нуждается — ласку и уход. Он оказывает ей поддержку, необходимую для того, чтобы она и дальше могла выполнять свое предназначение — давать волшебное молоко. Вот это и называется чуткая помощь — дать человеку то, в чем он нуждается.

Хочу воспитать чуткое сердце

Оглядываясь на свое взаимодействие с людьми, я понимаю, что очень редко мне удавалось оказывать чуткую помощь. Чего уж там, получала я ее тоже не часто! И, пожалуй, мне хотелось бы это уметь.

Я долго думала над тем, как воспитать чуткое сердце и научиться оказывать поддержку, которая необходима. Не скажу, что мое сердце совсем зачерствело. Но одно дело — понять, что ощущает другой человек, и совсем другое — подобрать такие слова и совершить такие действия, которые помогут ему избавиться от негатива (а не затолкать его поглубже внутрь), поверить в себя, расправить крылья и полететь. И дело даже не в сложности подбора слов… Сложность в собственных ощущениях и эмоциях:

  • Для того, чтобы понять, в чем действительно нуждается человек, нужно окунуться в его проблему, прочувствовать его боль и при этом не принять ее, не пустить внутрь себя. Это очень тяжело. Для тех, кто думает, что это легко, приведу пример. Вспомните, как ваша подруга жаловалась на мужа. Не стали ли вы где-то в глубине души относиться чуть хуже к ее мужу? Чужие беды, касаясь нас, неминуемо сеют в наших душах и сердцах свои семена. Необходим крепкий засов, спасающий от зла, и не сгибаемая сила духа, защищающая собственный внутренний мир.
  • Как сложно, оказав действенную помощь, не ожидать ответной признательности! Просто помочь, подбодрить и отойти в сторону, радуясь благополучию того, кому помог… Скажу честно, для меня это задача почти неподъемная. В душе обязательно поднимет голову какая-нибуть змеюка и прошипит тихонечко: «Это все благодаря тебе. Теперь этот человек твой должник». Да, не имея душевной цельности и без понимания того, что ты ценен сам по себе, независимо от мнения окружающих, чуткую помощь не окажешь. А если это и получится случайно, то во вред себе — жажда признательности и обида потом сожрут изнутри.
  • И еще один момент, который я обнаружила. Очень тяжело поддерживать человека, когда знаешь, что набравшись сил, он пойдет совсем не туда, куда тебе кажется правильным. Пример: женщина расстается с мужчиной, который гулял, пил, бил. Естественно, душевное состояние не очень. Ее подруга помогает и поддерживает, восстанавливая самооценку женщины. В конце концов, та уверенная и окрыленная, находит себе точно такого же оболтуса. И история повторяется во второй раз. А потом в третий… Рано или поздно подруга перестанет помогать. Она не будет видеть в этом смысл… А есть ли, действительно, смысл в том, чтобы помогать человеку, который пойдет не туда? Мне кажется, в такой ситуации каждый должен ответить себе на этот вопрос сам. У каждого человека в жизни свои задачи и уроки. И заставить кого-то жить по-другому невозможно. Можно только для себя определить степень вовлеченности в решение жизненных задач другого человека.

Так что, вместе с развитием чуткости сердца нужно еще развивать в себе качества, которые защитят его от ран — силу духа, бескорыстие, уважение к людям. А еще необходимо научиться не проецировать чужие невзгоды на свою жизнь.

Как воспитать в себе чуткое отношение к окружающим

Пока у меня только один ответ на этот вопрос. И то он не является абсолютно гарантированным методом. Нужно уметь ставить себя на место другого. Чувствовать то, что чувствует он, и видеть его глазами. Пожалуй, так можно будет понять, какого рода поддержка необходима человеку.

Почему я немного сомневаюсь в этом методе? Потому что, ставя себя на место другого, мы все равно остаемся собой. Со своими взглядами, суждениями и мнением. С другой стороны, одно только искреннее понимание уже может оказать колоссальную помощь. Потому что когда человек не один в своей беде, когда есть рядом кто-то, кто понимает, тяжелая ноша становится в два раза легче.

Вот такие размышления у меня получились. Вопреки обычаю, сказки сегодня не будет. Мне не удалось облечь свои размышления в сказочную форму. Вместо этого мне бы хотелось спросить кое о чем вас, моих читателей.

Как вы считаете, у вас чуткое сердце? Если да, то не осложняет ли это вашу жизнь? И что вы делаете, чтобы не дать своему чуткому сердцу очерстветь?

Как правильно относиться к людям

Мы видим в людях только внешнее и берем от них внешнее и не замечаем клада, лежащего в каждом, не ищем этого клада. Надо искать талант сердца: этот клад есть источник блага.

Наша задача обращать внимание не на внешнее, а искать в себе и других то, что у нас от Бога. Если посмотреть каждому человеку внутрь, то можно увидеть его истинную сущность. Это нелегко сделать, но надо понуждать себя на это.

Самопознание

Господь посылает нас в мир, чтобы выявить свои богатства. Если мы по крупинкам соберем открытое нам добро и свет, то и это уже будет много.

Здесь важен уже процесс самого искания, так как это уже есть момент духовного просветления: красота искомого тогда наполняет красотою нашу душу.

Об очищении сердца

Момент исторжения греховных сорняков из нашего сердца и очищение его дает нам ощущение подлинного блага, дает нам радость жизни. Это благо есть ступень к обители лицезрения Бога, момент нашего духовного роста.

Как обретается Божественный Свет

В мире то, что мы принимаем за реальность, не есть подлинная реальность, какой является лишь Божественный свет, но этот свет может засиять в нас лишь в итоге борьбы с грехом, через преодоление тьмы усилием нашей воли и благодатью Божией.

Божественный свет, который мы в себе открываем, делает нас зрячими, а когда у нас открыто зрение, то мы не будем всю силу нашей души влагать в незначащие вещи. Когда с помощью Божией свет этот выявится в нас, он будет все нас освещать Божественным светом, как с фонариком идет человек и освещает свой путь.

Свобода воли

То лучшее, что дал нам Господь как венцу Своего творения – свободную волю, достоинство которой Сам и оберегает, ни оказывая на нас никакого давления, мы не бережем и часто беззаботно порабощаем ее греху.

Чистое сердце помогает другим

Греховное состояние, идущее от другого как раздражение – если мы сдерживаем свое раздражение, — обращается нам на пользу, как устрояющее наше и другого духовное благо. Этим же мы останавливаем и чужое раздражение.

О покаянии

Будущее – всегда около нас, оно связано с нашим покаянием и исправлением.

Самооправдание

Грех, в нас живущий, затемняет нас и заставляет оправдываться пред нами самими же. Самооправдание подставляет нам лукавый. Пока не пробудится совесть, чуткая не только к отдельным грехам, в нас редко сознание нашей греховности.

Наши оправдания наших греховных действий – враг нашего спасения. Только осознание опасности греха вызывает волю к борьбе против греха.

Осознание, что грех не есть наше, чрезвычайно важно, так как помогает бороться с грехом.

Поле битвы – обычная жизнь

Спасение в наших руках: его можно строить в нашей мирной каждодневной жизни. Для искоренения зла надо извергнуть изнутри то, что есть нехорошего в себе.

Как относиться к людям с уважением

Если представится для этого случай в своей семье, в повседневной работе, не оставлять этого момента.

Созидание внутреннего человека совершается не в мире поражающих подвигов, а в будничной жизни.

Что есть духовная жизнь

Духовную жизнь мы начинаем понимать только в результате процесса борьбы с грехом. Подобное познается подобным, и Бог познается святостью.

О Духе Святом и грехе

Духовная жизнь познается по плодам ее. Источник духовной жизни является Дух Святой. Плоды Духа Святого созидаются в порядке сочетания с благодатью Божией воли человеческой, направленной к борьбе с грехом.

Отображение Бога в нас в меру нашего очищения является для нас благом. Когда в человеке действует Дух Святой, в нем водворяются мир, кротость, радость о Духе Святом.

Стяжания Духа Святого – это самая необходимая задача нашей жизни, несущая нам благо, как этому научаемся у преподобного Серафима Саровского.

Когда мы боремся с греховными состояниями, мы отвоёвываем в сердце место для действия Духа Святого. Действие Духа Святого несет нам состояние мира, что есть подлинная реальная жизнь.

Почему мы несчастны.

И в самом деле, мы несчастны, так как являемся рабами вещей и, живя механически, подчиняемся течению обстоятельств. Всю свою энергию мы влагаем в незначащие вещи, которые сегодня есть, а завтра могут и не быть. Текучесть и преходящность нашей жизни с ее обидами, осуждением и завистью мы принимаем за подлинную нашу жизнь. Раздражаясь и огорчаясь, мы теряем мир в своем сердце и погружаемся во тьму.

Пребывая все время в состоянии тьмы, мы сами лишаемся счастья, радости и света. Зло-грех обкрадывает человека, не позволяя ему выявляться в полноте его духовных сил. Если бы не грех, человек раскрылся бы в полноте его духовной сущности. Состояние тьмы и злобы, в которых мы пребываем, начало того ада, в который мы и попадем, если не опомнимся.

Смысл обыденной жизни.

Обыденная наша жизнь есть средство для созидания подлинной жизни. Мы же средство обратили в цель. Наши реальные шаги, вытекая из нереального, несут с собою зло, печаль и страдания. Мы ходим как бы во сне и, погруженные во тьму греховности и страстей, смотрим только во тьму, которую и видим. Лукавый мешает нам видеть свет.

Душа создана для вечности

Наша душа создана для вечности, а мы совершенно не заботимся о ней. Мы стараемся приобретать всевозможные сокровища, кроме сокровищ вечности. Мы плохие купцы. Мы дешево ценим нашу душу. А ведь нет ничего ценнее души.

Важно, чтобы каждый день не ушел пустым в вечность, нельзя довольствоваться механическим течением нашей жизни. Надо находить в каждодневной жизни ценности. Каждый день нам дан для извлечения хотя бы минимума того блага, той радости, которая, в сущности, и есть вечность и которая войдет вместе с нами в будущую жизнь.

О Свете и тьме в сердце

Сердце наше есть арена борьбы лукавого с Богом, и борьба эта происходит ежечасно, ежеминутно. Надо все время со вниманием стоять на страже у сердца, проразумевать козни лукавого и отражать их.

Божественный свет все время льется в мир. Только тьмою нашей души этот свет отстраняется от нас. Наша тьма не позволяет схватиться нам за этот свет. Только когда мы рассеиваем тьму, мы озаряемся светом.

О добре.

Добро вечно, и оно, исходя от Бога, к Нему и стремится. Это движение добра к Богу и есть подлинная жизнь: устроение царства Божия на земле. Надо употребить усилие к добру, а добро уже само потянется к нам… Основная задача нашей жизни – изгонять тьму из нашего сердца.

Тем более для христианина нужен подвиг для преодоления злой, греховной природы, которая мешает нашему счастью и лишает нас вечной жизни. Правда, начать борьбу с грехом трудно. Лукавый хитер.

Как бороться с грехом.

Как же начать борьбу с грехом? Нужно найти силу, разрушающую и обессиливающую грех. Надо связаться с источником силы добра – Богом – обращением к Нему с мольбой о помощи нам, так как тяготеющая сила греха обессиливает наши старания, и без помощи Бога мы бессильны изменить нашу греховную природу.

Призывая Бога, мы полностью переходим в иную область бытия. Это перехождение в иную область уже есть подвиг, как усилие высвободиться от механически действующих на нас условий жизни, но самый подвиг наш сочетается со светом Божества. Обратившись к Богу-Слову словом, мы получаем в ответ Божественный свет, который явится путеводной звездой в нашей жизни.

Об одиночестве

Больно сознавать, что много людей жалуется на одиночество. Обособленность от других действительно угнетает человека, а единение, наоборот, дает бодрость, так как человек чувствует, что он в мире не затерт. Единение между людьми есть нить, переброшенная от земли к небу, к Богу, к Единящему центру. Единство, исходящее из сердца одного к сердцу другого, имеет в себе направление к одному центру – к Богу, ибо единение между людьми и есть жизнь, разделение же есть смерть. Единение между людьми несет нам благо, которое дает нам радость жизни. Это закон жизни, отступая от которого люди должны страдать неминуемо.

Поиск радости

Мы все ждем радостей извне, а того, что есть в нас самих, мы не замечаем. Мы потому и окутаны тьмой – и внутри, и вовне. В наших сердцах лежит тьма греховная, и мы придаем не то значение вещам, какое надо. Мы запутываемся в мелочах, устаем в суете, дела не делаем, а друг с другом ссоримся. Так день идет за днем, и данный момент жизни уходит без того содержания, которым мы могли бы наполнить нашу жизнь, если бы прежде всего искали друг в друге общее нам, божеское.

Причины разделений

Общаясь с другими людьми изнутри немирно, мы вызываем состояние разделения и отчуждения друг от друга. Почувствовав разделение, мы ощущаем неблаго, несчастье и действительно страдаем. Где же в буднях благо и радость? Как осветлить нашу жизнь? Как найти тропинку к свету? Господь есть источник света радости, а лукавый несет нам тьму. Враг наш нагоняет тьму в наше сердце, а во тьме воспринимаем жизнь неверно.

Добро и зло



Как правильно относиться к людям

Мы видим в людях только внешнее и берем от них внешнее и не замечаем клада, лежащего в каждом, не ищем этого клада. Надо искать талант сердца: этот клад есть источник блага.

Наша задача обращать внимание не на внешнее, а искать в себе и других то, что у нас от Бога. Если посмотреть каждому человеку внутрь, то можно увидеть его истинную сущность. Это нелегко сделать, но надо понуждать себя на это.

Самопознание

Господь посылает нас в мир, чтобы выявить свои богатства. Если мы по крупинкам соберем открытое нам добро и свет, то и это уже будет много.

Здесь важен уже процесс самого искания, так как это уже есть момент духовного просветления: красота искомого тогда наполняет красотою нашу душу.

Об очищении сердца

Момент исторжения греховных сорняков из нашего сердца и очищение его дает нам ощущение подлинного блага, дает нам радость жизни. Это благо есть ступень к обители лицезрения Бога, момент нашего духовного роста.

Как обретается Божественный Свет

В мире то, что мы принимаем за реальность, не есть подлинная реальность, какой является лишь Божественный свет, но этот свет может засиять в нас лишь в итоге борьбы с грехом, через преодоление тьмы усилием нашей воли и благодатью Божией.

Божественный свет, который мы в себе открываем, делает нас зрячими, а когда у нас открыто зрение, то мы не будем всю силу нашей души влагать в незначащие вещи. Когда с помощью Божией свет этот выявится в нас, он будет все нас освещать Божественным светом, как с фонариком идет человек и освещает свой путь.

Свобода воли

То лучшее, что дал нам Господь как венцу Своего творения – свободную волю, достоинство которой Сам и оберегает, ни оказывая на нас никакого давления, мы не бережем и часто беззаботно порабощаем ее греху.

Чистое сердце помогает другим

Греховное состояние, идущее от другого как раздражение – если мы сдерживаем свое раздражение, — обращается нам на пользу, как устрояющее наше и другого духовное благо. Этим же мы останавливаем и чужое раздражение.

О покаянии

Будущее – всегда около нас, оно связано с нашим покаянием и исправлением.

Самооправдание

Грех, в нас живущий, затемняет нас и заставляет оправдываться пред нами самими же. Самооправдание подставляет нам лукавый. Пока не пробудится совесть, чуткая не только к отдельным грехам, в нас редко сознание нашей греховности.

Наши оправдания наших греховных действий – враг нашего спасения. Только осознание опасности греха вызывает волю к борьбе против греха.

Осознание, что грех не есть наше, чрезвычайно важно, так как помогает бороться с грехом.

Поле битвы – обычная жизнь

Спасение в наших руках: его можно строить в нашей мирной каждодневной жизни.

Для искоренения зла надо извергнуть изнутри то, что есть нехорошего в себе. Если представится для этого случай в своей семье, в повседневной работе, не оставлять этого момента.

Созидание внутреннего человека совершается не в мире поражающих подвигов, а в будничной жизни.

Что есть духовная жизнь

Духовную жизнь мы начинаем понимать только в результате процесса борьбы с грехом. Подобное познается подобным, и Бог познается святостью.

О Духе Святом и грехе

Духовная жизнь познается по плодам ее. Источник духовной жизни является Дух Святой. Плоды Духа Святого созидаются в порядке сочетания с благодатью Божией воли человеческой, направленной к борьбе с грехом.

Отображение Бога в нас в меру нашего очищения является для нас благом. Когда в человеке действует Дух Святой, в нем водворяются мир, кротость, радость о Духе Святом.

Стяжания Духа Святого – это самая необходимая задача нашей жизни, несущая нам благо, как этому научаемся у преподобного Серафима Саровского.

Когда мы боремся с греховными состояниями, мы отвоёвываем в сердце место для действия Духа Святого. Действие Духа Святого несет нам состояние мира, что есть подлинная реальная жизнь.

Почему мы несчастны.

И в самом деле, мы несчастны, так как являемся рабами вещей и, живя механически, подчиняемся течению обстоятельств. Всю свою энергию мы влагаем в незначащие вещи, которые сегодня есть, а завтра могут и не быть. Текучесть и преходящность нашей жизни с ее обидами, осуждением и завистью мы принимаем за подлинную нашу жизнь. Раздражаясь и огорчаясь, мы теряем мир в своем сердце и погружаемся во тьму.

Пребывая все время в состоянии тьмы, мы сами лишаемся счастья, радости и света. Зло-грех обкрадывает человека, не позволяя ему выявляться в полноте его духовных сил. Если бы не грех, человек раскрылся бы в полноте его духовной сущности. Состояние тьмы и злобы, в которых мы пребываем, начало того ада, в который мы и попадем, если не опомнимся.

Смысл обыденной жизни.

Обыденная наша жизнь есть средство для созидания подлинной жизни. Мы же средство обратили в цель. Наши реальные шаги, вытекая из нереального, несут с собою зло, печаль и страдания. Мы ходим как бы во сне и, погруженные во тьму греховности и страстей, смотрим только во тьму, которую и видим. Лукавый мешает нам видеть свет.

Душа создана для вечности

Наша душа создана для вечности, а мы совершенно не заботимся о ней. Мы стараемся приобретать всевозможные сокровища, кроме сокровищ вечности. Мы плохие купцы. Мы дешево ценим нашу душу. А ведь нет ничего ценнее души.

Важно, чтобы каждый день не ушел пустым в вечность, нельзя довольствоваться механическим течением нашей жизни. Надо находить в каждодневной жизни ценности. Каждый день нам дан для извлечения хотя бы минимума того блага, той радости, которая, в сущности, и есть вечность и которая войдет вместе с нами в будущую жизнь.

О Свете и тьме в сердце

Сердце наше есть арена борьбы лукавого с Богом, и борьба эта происходит ежечасно, ежеминутно. Надо все время со вниманием стоять на страже у сердца, проразумевать козни лукавого и отражать их.

Божественный свет все время льется в мир. Только тьмою нашей души этот свет отстраняется от нас. Наша тьма не позволяет схватиться нам за этот свет. Только когда мы рассеиваем тьму, мы озаряемся светом.

О добре.

Добро вечно, и оно, исходя от Бога, к Нему и стремится. Это движение добра к Богу и есть подлинная жизнь: устроение царства Божия на земле. Надо употребить усилие к добру, а добро уже само потянется к нам… Основная задача нашей жизни – изгонять тьму из нашего сердца.

Тем более для христианина нужен подвиг для преодоления злой, греховной природы, которая мешает нашему счастью и лишает нас вечной жизни. Правда, начать борьбу с грехом трудно. Лукавый хитер.

Как бороться с грехом.

Как же начать борьбу с грехом? Нужно найти силу, разрушающую и обессиливающую грех. Надо связаться с источником силы добра – Богом – обращением к Нему с мольбой о помощи нам, так как тяготеющая сила греха обессиливает наши старания, и без помощи Бога мы бессильны изменить нашу греховную природу.

Призывая Бога, мы полностью переходим в иную область бытия. Это перехождение в иную область уже есть подвиг, как усилие высвободиться от механически действующих на нас условий жизни, но самый подвиг наш сочетается со светом Божества. Обратившись к Богу-Слову словом, мы получаем в ответ Божественный свет, который явится путеводной звездой в нашей жизни.

Об одиночестве

Больно сознавать, что много людей жалуется на одиночество. Обособленность от других действительно угнетает человека, а единение, наоборот, дает бодрость, так как человек чувствует, что он в мире не затерт. Единение между людьми есть нить, переброшенная от земли к небу, к Богу, к Единящему центру. Единство, исходящее из сердца одного к сердцу другого, имеет в себе направление к одному центру – к Богу, ибо единение между людьми и есть жизнь, разделение же есть смерть. Единение между людьми несет нам благо, которое дает нам радость жизни. Это закон жизни, отступая от которого люди должны страдать неминуемо.

Поиск радости

Мы все ждем радостей извне, а того, что есть в нас самих, мы не замечаем. Мы потому и окутаны тьмой – и внутри, и вовне. В наших сердцах лежит тьма греховная, и мы придаем не то значение вещам, какое надо. Мы запутываемся в мелочах, устаем в суете, дела не делаем, а друг с другом ссоримся. Так день идет за днем, и данный момент жизни уходит без того содержания, которым мы могли бы наполнить нашу жизнь, если бы прежде всего искали друг в друге общее нам, божеское.

Причины разделений

Общаясь с другими людьми изнутри немирно, мы вызываем состояние разделения и отчуждения друг от друга.

Как правильно относиться к людям

Почувствовав разделение, мы ощущаем неблаго, несчастье и действительно страдаем. Где же в буднях благо и радость? Как осветлить нашу жизнь? Как найти тропинку к свету? Господь есть источник света радости, а лукавый несет нам тьму. Враг наш нагоняет тьму в наше сердце, а во тьме воспринимаем жизнь неверно.

Добро и зло



admin