Как научить ребенка учиться

Как научить ребенка учиться

Школа и 12 ошибок родителей

Большинство родителей придают большое значение обучению своих детей, стремясь сделать из них выдающиеся личности. Но при этом не всегда четко осознают свою роль в процессе школьного обучения, зачастую допуская ошибки в воспитании ребенкаВ современном обществе придается большое значение образованию и полученным оценкам, а вовлеченность родителей в учебный процесс часто соотносят с успехами их детей в школе. Следствием этого является то, что многие родители с головой уходят в воспитание детей, тратя на это немалые деньги, время и нервы.

Но при этом не всегда получают ожидаемый результат, о чем свидетельствуют неудовлетворительные оценки. По свидетельству экспертов в области образования, отсутствие вознаграждения за вложенные усилия зачастую связано с непониманием родителями своей роли в обучении детей, что приводит их к ошибкам, мешающим учебе. В одних случаях это поступки, связанные не столько с учебой, сколько со стилем воспитания в семье, а именно, столь часто повторяющиеся ошибки, как излишняя опека, отсутствие ограничений, отрицательное отношение ко всему или дурные примеры.

А другие частые ошибки связаны с незнанием наиболее подходящего ответа на вопросы вроде: должны ли родители учиться вместе с детьми? Помогать им с выполнением домашних заданий? Проверять выполнение домашних заданий? Проверять и исправлять школьные задания перед их сдачей детьми? Награждать за хорошие оценки? Давать дополнительные задания, если учитель не очень требователен? Нанимать репетиторов? Контролировать ход учебы? Беседовать с преподавателями? Стимулировать участие во внешкольных мероприятиях?

Исходя из своего профессионального опыта, Жоан Доменеч (Joan Domènech), директор колледжа им. Fructuós Gelabert в Барселоне; Бенжамин Монтенегро (Benjamín Montenegro), член психологического совета по вопросам развития личности, и Анхель Перальбо (Ángel Peralbo), руководитель подросткового отдела в психологическом центре им. Álava Reyes, считают, что самыми распространенными оплошностями родителей в области школьного образования и воспитания являются следующие.

1. Выступать в роли учителей 

Многие родители помогают своим детям готовить уроки, разъясняют им учебный материал, исправляют работы. И все же психологи, педагоги и преподаватели единодушны во мнении, что нельзя одновременно быть родителями и учителями, в том числе и потому, что это чуть ли не ежедневно приводит к возникновению конфликтных ситуаций, а учебный процесс превращается в самую настоящую пытку для родителей и детей. Анхель Перальбо поясняет, что, кроме того, что «если с малолетства дети привыкают к тому, что кто-то их опекает, они становятся зависимыми и вместо того, чтобы проявлять необходимую настойчивость в учебе, расслабляются, занимают выжидательную позицию, в результате чего у них вырабатывается привычка, что кто-то обязательно должен ими руководить».

Бенжамин Монтенегро подчеркивает, что «роль родителей заключается в контроле за тем, что работа выполнена, правильно оформлена, что не осталось невыполненных заданий, не касаясь содержания, потому что домашние задания даются ученикам для самостоятельного выполнения». Но эксперты предупреждают: это отнюдь не означает, что если ребенок спросит своих родителей о чем-то, чего он не знает или не понимает, они не могут направить его по пути, который поможет ему найти ответ.

А в тех случаях, когда ребята испытывают трудности с учебой, когда им нужны дополнительные занятия, повторное объяснение материала, эксперты советуют прибегнуть к помощи репетитора или педагога-психолога.

Жоан Доменеч считает, что родители должны следить за учебой детей, но при этом подчеркивает, что есть целый ряд дисциплин, преподавание которых относится к компетенции школы, и если родители пытаются это сделать, то тем самым нарушают учебный процесс. «Родители не должны обучать своих детей умножению, потому что этим занимается школа. А вот чем действительно должны заниматься родители, так это вместе со своими детьми использовать математические знания в повседневной жизни, особенно при совершении покупок и т.д.».

2. Стремиться сделать из своих детей Эйнштейнов

«Характерной чертой современной семьи является стремление к чрезмерному стимулированию своих детей, начиная с самого раннего возраста, с тем, чтобы они быстро развивали свои способности, что выливается в чрезмерное количество развивающих игр, в обучение чтению и письму, начиная с четырех лет, и запись в различные кружки для развития их способностей», — считает Доменеч.

Директор колледжа объясняет, что это стремление пораньше накачать детей знаниями приводит к чрезмерному стимулированию, которое, отнюдь не способствуя ускоренному обучению и выявлению талантов, обычно влечет за собой контрпродуктивные последствия, проявляющиеся в отсутствии внимания, неспособности сосредоточиться, гиперактивности… 

С другой стороны, это стремление иметь детей-гениев препятствует пониманию родителями реальных способностей своих детей и их проблем.

«Зачастую завышенные требования родителей означают слишком высокую планку для конкретного ребенка, что может вызвать снижение мотивации, увеличивающееся сопротивление и даже низкую самооценку, которая будет все больше затруднять процесс обучения», — утверждает психолог Анхель Перальбо.  

Бенжамин Монтенегро приводит в качестве примера родителей, заставляющих участвовать во внешкольных мероприятиях детей с плохой успеваемостью. 

«Некоторым детям в школе тяжело даются иностранные языки, и при этом их еще записывают на внешкольные языковые курсы; другие, у которых проблемы с математикой, после занятий в школе вынуждены отправляться на занятия музыкой и сольфеджио. В итоге, дети страдают от переизбытка знаний, а также от того, что не оправдывают возложенных на них ожиданий», — предупреждает он.

3. Сводить все к учебе 

Воспитатели уверяют, что студенты часто повторяют фразу: «Мои родители интересуются лишь моими оценками, до остального им нет дела». Эта жалоба не всегда объективна, но психологи уверяют, что она точно отражает происходящее в некоторых семьях, в особенности, когда возникают трудности или дети не добиваются ожидаемых результатов в учебе. «Учеба занимает самое большое в семейных заботах и, как следствие, в ежедневных разговорах. Многие родители ставят учебу во главу угла жизни своих детей. Хотя занятия и играют важнейшую роль в жизни детей, не следует забывать и многих других аспектах развития, как, например, спорт, игры и культурные мероприятия, досуг, планы на будущее и семейные дела, друзья, общественные отношения, личные привязанности внутри семьи и за ее пределами…»,— продолжает Перальбо.

4. Награждать за хорошие оценки 

Обычным способом родителей воодушевить своих детей на учебу является обещание им дорогих подарков в случае хороших оценок. Но специалисты в области образования считают это ошибкой. «Если мы будем прибегать к стимулам подобного рода, то значит что-то идет не так, потому что ребенку не нужно материальных наград за обучение. Лучшим стимулом для них должно быть открытие нового, преодоление трудностей и развитие своих интересов», — считает директор школы им. Fructuós Gelabert. Воспитатели считают, что хорошие оценки достойны того, чтобы их похвалить, одобрить и даже отпраздновать, но только не покупать, потому что ребенок тут же становится рабом материальных стимулов. И если, несмотря на обещанное вознаграждение, он не получит хорошую оценку, его разочарование будет еще большим, поскольку, помимо неудачи в школе, он к тому же останется без подарка. 

Психолог Бенжамин Монтенегро особенно предостерегает от нереальных наград, как, например, обещание купить мопед подростку, завалившему семь предметов, в случае, если в итоге он исправит положение. «Это явный перебор, вызывающий разочарование у ребенка и зачастую ставящий в неудобное положение самих родителей, когда их сын узнает, что они пообещали ему награду, предварительно поговорив с учителем и узнав, что, весьма вероятно, ему придется остаться на второй год», — уточняет Монтенегро.

В исключительных случаях награда за хорошие оценки может быть оправдана. «Например, если ученик, страдающий дислексией, без специальной подготовки получит хорошую оценку на экзамене по языку».

Что касается оценок, Монтенегро отмечает еще одну частую ошибку родителей: поспешные решения. «Увидев оценки, мы тут же начинаем высказывать свое мнение, положительное или отрицательное, что неправильно. Вместо этого надо поразмыслить два-три дня, поостыть и принять взвешенное решение», — поясняет он. Воспитатели подчеркивают, что вместо выволочек за плохие оценки, родители должны учить детей преодолевать разочарования и неудачи, помочь им разобраться в причинах и принять правильные решения в будущем. 

5. Выдавать лень за нервное расстройство 

Как считают эксперты, еще одна часто повторяющаяся ошибка родителей состоит в том, чтобы пытаться объяснить школьные неудачи своих детей нервными расстройствами.

«Многие дети неспособны совершить надо собой усилие, чтобы приготовить домашнее задание, или просто учиться, в силу своей лености. Но это просто незрелость, а не нервное расстройство. Иногда эту леность пытаются представить как последствие разочарования или стресса, хотя на самом деле речь идет о нехватке самостоятельности», — подчеркивает Монтенегро.

И добавляет: доказательством этого является то, что эти ребята, которые не в состоянии прилежно учиться, также не могут содержать свою комнату в порядке, сделать бутерброд или разогреть еду, когда приходят домой после учебы.

Анхель Перальбо подчеркивает, что во многих случаях «ошибка родителей заключается в следующем: они не осознают, что причиной лености и отсутствием мотивации к учебе является использование практически всего времени на досуг и развлечения, в особенности на столь распространенные сейчас технические новшества, которые не дают заниматься другими делами».

Монтенегро считает также ошибочным, когда родители приглашают репетитора с тем, чтобы он контролировал выполнение детьми домашних заданий и сам процесс обучения. «Репетитора надо приглашать для решения конкретных задач, а вовсе не для того, чтобы делать домашние задания вместе с ребенком, поскольку в таком случае он так и останется незрелым и будет надеяться на других», считает психолог.

6. Нетерпеливость 

Анхель Перальбо относит к частым и весьма нежелательным ошибкам также стремление добиться слишком быстрых результатов в учебе, не понимая, что это длительный процесс.

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе

Нетерпеливость родителей, по мнению экспертов, выливается в стремление добиться, чтобы дети как можно обучились иностранным языкам, стали читать и писать до поступления в начальную школу, овладевали математическими операциями, опережая школьную программу. «Это стремление научить побыстрее и как можно большему количеству предметов в высшей степени ошибочно. В Дании и других странах с хорошо налаженным образованием дети учатся грамоте в возрасте семи лет», — подчеркивает Жоан Доменеч.

Перальбо добавляет, что эта нетерпеливость родителей приводит к тому, что они сильно расстраиваются при столкновении их детей с первыми трудностями в учебе или первыми плохими оценками. Родители забывают при этом, что трудности и ошибки присущи обучению, а детям в первую очередь нужны спокойствие и настрой на упорную работу в течение всего школьного года. «Родители не должны рассматривать неудовлетворительные результаты как неудачу, потому что это приводит к снижению самооценки детей, все более ослабляя их способности», — указывает специалист.

7. Не придерживаться школьной методики 

Обуреваемые нетерпеливостью, некоторые родители пытаются научить своих детей читать и считать своими собственными методами, дают им дополнительные домашние задания, не учитывая того, что тем самым, возможно, нарушают педагогический ритм школы. «Родители должны определиться с выбором школы, осознать, что согласны с ее подходами к учебному процессу, а затем работать параллельно, помогая своим детям в учебе, но при этом относясь с уважением к школьной методике, действуя в одном направлении с учителями, а не противореча им», — отмечает Доменеч.

8. Переносить свой опыт на детей 

Другая достаточно распространенная ошибка родителей заключается в механическом перенесении собственного опыта обучения на своих детей. «Школа сильно изменилась, и дети тоже. И то, что нравилось тебе или то, чему ты тогда обучался, совершенно необязательно будет гарантией успеха для твоих детей», — предупреждает директор школы им. Fructuós Gelabert. Анхель Перальбо также считает, что во многих семьях «по-прежнему преобладают надежды родителей на учебу своих детей, чем предпочтения или способности последних», и многим ребятам приходится изучать то, что нравится их родителям.

9. Подвергать сомнению действия преподавателей 

Не поддерживать учителей, постоянно проявлять свое несогласие с педагогом в присутствии детей – еще одна ошибка некоторых родителей. «У преподавателей уже нет былых возможностей по поддержанию дисциплины в классе, и крайне нежелательно, что родители, вместо того, чтобы поддержать их, выступают против, а ученики, пользуясь сложившейся ситуацией, манипулируют ими и натравливают одних на других, хотя цели у родителей и преподавателей одни и те же», — говорит Перальбо. При этом психолог добавляет, что учителя зачастую руководствуются приукрашенным представлением о своих учениках, зачастую не зная, как они ведут себя дома. «Взаимодействие и обмен информацией между родителями и учениками может помочь ребенку как добиться хороших результатов в учебе, так и улучшить свое поведение», — отмечает он.

10. Выступать в роли детективов 

Монтенегро считает, что еще одна ошибочная позиция родителей заключается в том, что они становятся детективами. «Некоторые родители выясняют, как выполняются домашние задания и прочие работы, а также даты экзаменов через социальные сети, или через родителей других детей, но это порождает лишь недоверие, ничего не решая», — поясняет он. Его совет заключается в том, чтобы вместе с ребенком проверить расписание дня и задания, выполненные по каждому предмету. Эксперты не советуют осуществлять полный контроль над выполнением школьных заданий, постоянно проверять, что читает или смотрит ребенок, уверяя, что лучше наблюдать за ним на удалении, предоставив ему определенную самостоятельность. А если родители все же решают проверить знания ребенка, Монтенегро не советует делать это в устной форме, а написать три-четыре вопроса, потому что «обычно устных экзаменов не проводится, и хотя ребенок даже может устно ответить на вопрос, потом он все равно плохо изложит это в письменной форме или совершит множество орфографических ошибок».

11. Решать организационные задачи

Как считают воспитатели, еще одна ошибка родителей заключается в решении организационных задач своих детей. «В семь вечера ребенок говорит, что закончился тонер, и он не может распечатать работу, которую ему нужно сдать на следующий день, и мы посылаем деда в магазин, чтобы он купил необходимый картридж», — приводит пример Монтенегро, подчеркивая при этом важность того, чтобы дети привыкали сами решать свои проблемы, «даже если они сдадут работу позже и снизят за это оценку. Ведь чем позже вы подадите декларацию о доходах, тем выше будут штрафные санкции, сколько бы вы ни объясняли, что банк прислал ваши счета с задержкой. Такова жизнь, и люди должны учиться организовывать ее и решать свои проблемы с самого раннего возраста».

Педагоги также не согласны с позицией некоторых родителей, которые всегда оправдывают перед учителями ошибки и неудачи своих детей, всегда ссылаясь на какие-то внешние причины или трудность задания, ставя под вопрос компетентность учебников или даже самого преподавателя.

12. Связывать наказание с выполнением домашнего задания

«Он наказан, делает уроки» или «пока не сделаешь задания, не подойдешь к телевизору», эти фразы часто можно услышать во многих домах. По мнению педагогов, их следует искоренять. В первую очередь, указывают они, потому, что домашние задания должны выполняться в спокойной, а не нервозной обстановке. Во-вторых, цель должна состоять в том, чтобы дети получали удовольствие от чтения и учебы, а не воспринимали это как наказание. И, наконец, они также не должны рассматривать чтение или выполнение домашних заданий в качестве необходимой платы за просмотр телевизионных программ, возможность поиграть или встретиться с друзьями.

Майте Риус (Mayte Rius)

www.inosmi.ru

ЖУРНАЛ

Как научить ребенка учиться?

В один прекрасный момент ваш малыш перестает быть маленьким и переходит на новую ступень развития – идет в школу. Одновременно это и радость, и огромная ответственность, ведь процесс обучения идет своим чередом, если в нем участвуют и учителя, и родители вместе, на благо маленького ученика.

Спустя некоторое время в некоторых семьях возникает проблема – как научить ребенка учиться с удовольствием, ведь в школу он идет с неохотой, а уроки вообще делать не желает. Эта ситуация может проявиться практически сразу, в начале обучения, или же спустя несколько месяцев или даже лет. Подход к ее разрешению практически одинаков, и взрослые заранее должны знать, что стоит делать, а что категорически запрещено в этом случае.

Распространенные ошибки родителей

Перед тем как научить ребенка любить учиться, следует проанализировать свое собственное поведение и отношение к учебному процессу, психологический климат внутри семьи:

  1. Ни в коем случае не стоит отдавать в школу малыша, который не готов еще к ней ни физически, ни психологически.

    Школа и 12 ошибок родителей

    Не следует игнорировать советы педагогов и психологов относительно того, чтобы пропустить годик и прийти в первый класс не в 6, а в 7 или 8 лет. В этом нет ничего зазорного, а польза будет налицо – готовый к учебе ребенок будет учиться с удовольствием.

  2. Тому, кто не знает, как научить ребенка хорошо учиться, часто приходит в голову идея о материальном мотивировании чада. Но в большинстве случаев делать этого категорически нельзя. Долговременного результата вы не добьетесь, а сделать из ребенка корыстного человека вам удастся на «отлично».
  3. Нельзя заставлять подростков выбирать профиль согласно желанию родителей. Возможно, мама или папа хотели посвятить себя изучению математики, а ребенок ничего в ней не смыслит. Если к нему предъявляются постоянно завышенные требования, то страдает психика, и учиться хорошо ребенок не сможет.
  4. С самого раннего возраста нужно стараться как можно меньше попрекать ребенка, осуждать его за промахи, высмеивать его ошибки. Это негативно влияет на его самооценку и не позволяет почувствовать в себе силы для обучения на том уровне, которого он сам хочет. Если принижать достоинства ребенка, акцентируя все внимание на его недостатках, то он никогда не поверит в свои силы и так и останется посредственностью не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
  5. В раннем возрасте нельзя загружать малыша знаниями, совершенно ненужными в это время. Развитие с пеленок не должно быть насилием над детским организмом, если только родители не хотят сделать из ребенка ходячую энциклопедию.

Как вести себя родителям ребенка, нежелающего учиться?

Психологи создали небольшой список, придерживаясь пунктов которого можно помочь ученику полюбить процесс учебы в любом возрасте:

  1. Нужно как можно скорее наладить режим дня, где четко будет отведено время для сна, активного отдыха, учебы и увлечений ребенка.
  2. Следует стараться, чтобы обстановка в семье была дружелюбной, а проблемы между родителями были неизвестны ребенку.
  3. С ранних лет у ребенка должна быть установка, что школа – это хорошо, учителя – это верные друзья и профессионалы, а обучение – святая обязанность, ведущая к процветанию в будущем. Родители не должны в присутствии ребенка пренебрежительно отзываться о педагогах и необходимости того или иного предмета.
  4. Нагрузка на детский организм в школе должна быть адекватной возрасту, без чрезмерного напряжения.
  5. Родителям рекомендуется как можно чаще хвалить детей даже за незначительные школьные успехи.

А вот то, как научить ребенка учиться самостоятельно, может быть непросто, если родители привыкли на каждом шагу опекать свое чадо. Ему нужно давать больше самостоятельности. Пускай он допустит ошибку, но впоследствии на ней научиться быть ответственным за свои поступки.

Школа и 12 ошибок родителей

Большинство родителей придают большое значение обучению своих детей, стремясь сделать из них выдающиеся личности. Но при этом не всегда четко осознают свою роль в процессе школьного обучения, зачастую допуская ошибки в воспитании ребенкаВ современном обществе придается большое значение образованию и полученным оценкам, а вовлеченность родителей в учебный процесс часто соотносят с успехами их детей в школе. Следствием этого является то, что многие родители с головой уходят в воспитание детей, тратя на это немалые деньги, время и нервы.

Но при этом не всегда получают ожидаемый результат, о чем свидетельствуют неудовлетворительные оценки. По свидетельству экспертов в области образования, отсутствие вознаграждения за вложенные усилия зачастую связано с непониманием родителями своей роли в обучении детей, что приводит их к ошибкам, мешающим учебе. В одних случаях это поступки, связанные не столько с учебой, сколько со стилем воспитания в семье, а именно, столь часто повторяющиеся ошибки, как излишняя опека, отсутствие ограничений, отрицательное отношение ко всему или дурные примеры.

А другие частые ошибки связаны с незнанием наиболее подходящего ответа на вопросы вроде: должны ли родители учиться вместе с детьми? Помогать им с выполнением домашних заданий? Проверять выполнение домашних заданий? Проверять и исправлять школьные задания перед их сдачей детьми? Награждать за хорошие оценки? Давать дополнительные задания, если учитель не очень требователен? Нанимать репетиторов? Контролировать ход учебы? Беседовать с преподавателями? Стимулировать участие во внешкольных мероприятиях?

Исходя из своего профессионального опыта, Жоан Доменеч (Joan Domènech), директор колледжа им. Fructuós Gelabert в Барселоне; Бенжамин Монтенегро (Benjamín Montenegro), член психологического совета по вопросам развития личности, и Анхель Перальбо (Ángel Peralbo), руководитель подросткового отдела в психологическом центре им. Álava Reyes, считают, что самыми распространенными оплошностями родителей в области школьного образования и воспитания являются следующие.

1. Выступать в роли учителей 

Многие родители помогают своим детям готовить уроки, разъясняют им учебный материал, исправляют работы. И все же психологи, педагоги и преподаватели единодушны во мнении, что нельзя одновременно быть родителями и учителями, в том числе и потому, что это чуть ли не ежедневно приводит к возникновению конфликтных ситуаций, а учебный процесс превращается в самую настоящую пытку для родителей и детей. Анхель Перальбо поясняет, что, кроме того, что «если с малолетства дети привыкают к тому, что кто-то их опекает, они становятся зависимыми и вместо того, чтобы проявлять необходимую настойчивость в учебе, расслабляются, занимают выжидательную позицию, в результате чего у них вырабатывается привычка, что кто-то обязательно должен ими руководить».

Бенжамин Монтенегро подчеркивает, что «роль родителей заключается в контроле за тем, что работа выполнена, правильно оформлена, что не осталось невыполненных заданий, не касаясь содержания, потому что домашние задания даются ученикам для самостоятельного выполнения». Но эксперты предупреждают: это отнюдь не означает, что если ребенок спросит своих родителей о чем-то, чего он не знает или не понимает, они не могут направить его по пути, который поможет ему найти ответ.

А в тех случаях, когда ребята испытывают трудности с учебой, когда им нужны дополнительные занятия, повторное объяснение материала, эксперты советуют прибегнуть к помощи репетитора или педагога-психолога.

Жоан Доменеч считает, что родители должны следить за учебой детей, но при этом подчеркивает, что есть целый ряд дисциплин, преподавание которых относится к компетенции школы, и если родители пытаются это сделать, то тем самым нарушают учебный процесс. «Родители не должны обучать своих детей умножению, потому что этим занимается школа. А вот чем действительно должны заниматься родители, так это вместе со своими детьми использовать математические знания в повседневной жизни, особенно при совершении покупок и т.д.».

2. Стремиться сделать из своих детей Эйнштейнов

«Характерной чертой современной семьи является стремление к чрезмерному стимулированию своих детей, начиная с самого раннего возраста, с тем, чтобы они быстро развивали свои способности, что выливается в чрезмерное количество развивающих игр, в обучение чтению и письму, начиная с четырех лет, и запись в различные кружки для развития их способностей», — считает Доменеч.

Директор колледжа объясняет, что это стремление пораньше накачать детей знаниями приводит к чрезмерному стимулированию, которое, отнюдь не способствуя ускоренному обучению и выявлению талантов, обычно влечет за собой контрпродуктивные последствия, проявляющиеся в отсутствии внимания, неспособности сосредоточиться, гиперактивности… 

С другой стороны, это стремление иметь детей-гениев препятствует пониманию родителями реальных способностей своих детей и их проблем.

«Зачастую завышенные требования родителей означают слишком высокую планку для конкретного ребенка, что может вызвать снижение мотивации, увеличивающееся сопротивление и даже низкую самооценку, которая будет все больше затруднять процесс обучения», — утверждает психолог Анхель Перальбо.  

Бенжамин Монтенегро приводит в качестве примера родителей, заставляющих участвовать во внешкольных мероприятиях детей с плохой успеваемостью. 

«Некоторым детям в школе тяжело даются иностранные языки, и при этом их еще записывают на внешкольные языковые курсы; другие, у которых проблемы с математикой, после занятий в школе вынуждены отправляться на занятия музыкой и сольфеджио. В итоге, дети страдают от переизбытка знаний, а также от того, что не оправдывают возложенных на них ожиданий», — предупреждает он.

3. Сводить все к учебе 

Воспитатели уверяют, что студенты часто повторяют фразу: «Мои родители интересуются лишь моими оценками, до остального им нет дела». Эта жалоба не всегда объективна, но психологи уверяют, что она точно отражает происходящее в некоторых семьях, в особенности, когда возникают трудности или дети не добиваются ожидаемых результатов в учебе. «Учеба занимает самое большое в семейных заботах и, как следствие, в ежедневных разговорах. Многие родители ставят учебу во главу угла жизни своих детей. Хотя занятия и играют важнейшую роль в жизни детей, не следует забывать и многих других аспектах развития, как, например, спорт, игры и культурные мероприятия, досуг, планы на будущее и семейные дела, друзья, общественные отношения, личные привязанности внутри семьи и за ее пределами…»,— продолжает Перальбо.

4. Награждать за хорошие оценки 

Обычным способом родителей воодушевить своих детей на учебу является обещание им дорогих подарков в случае хороших оценок. Но специалисты в области образования считают это ошибкой. «Если мы будем прибегать к стимулам подобного рода, то значит что-то идет не так, потому что ребенку не нужно материальных наград за обучение. Лучшим стимулом для них должно быть открытие нового, преодоление трудностей и развитие своих интересов», — считает директор школы им. Fructuós Gelabert. Воспитатели считают, что хорошие оценки достойны того, чтобы их похвалить, одобрить и даже отпраздновать, но только не покупать, потому что ребенок тут же становится рабом материальных стимулов. И если, несмотря на обещанное вознаграждение, он не получит хорошую оценку, его разочарование будет еще большим, поскольку, помимо неудачи в школе, он к тому же останется без подарка. 

Психолог Бенжамин Монтенегро особенно предостерегает от нереальных наград, как, например, обещание купить мопед подростку, завалившему семь предметов, в случае, если в итоге он исправит положение. «Это явный перебор, вызывающий разочарование у ребенка и зачастую ставящий в неудобное положение самих родителей, когда их сын узнает, что они пообещали ему награду, предварительно поговорив с учителем и узнав, что, весьма вероятно, ему придется остаться на второй год», — уточняет Монтенегро.

В исключительных случаях награда за хорошие оценки может быть оправдана. «Например, если ученик, страдающий дислексией, без специальной подготовки получит хорошую оценку на экзамене по языку».

Что касается оценок, Монтенегро отмечает еще одну частую ошибку родителей: поспешные решения. «Увидев оценки, мы тут же начинаем высказывать свое мнение, положительное или отрицательное, что неправильно. Вместо этого надо поразмыслить два-три дня, поостыть и принять взвешенное решение», — поясняет он. Воспитатели подчеркивают, что вместо выволочек за плохие оценки, родители должны учить детей преодолевать разочарования и неудачи, помочь им разобраться в причинах и принять правильные решения в будущем. 

5. Выдавать лень за нервное расстройство 

Как считают эксперты, еще одна часто повторяющаяся ошибка родителей состоит в том, чтобы пытаться объяснить школьные неудачи своих детей нервными расстройствами.

«Многие дети неспособны совершить надо собой усилие, чтобы приготовить домашнее задание, или просто учиться, в силу своей лености. Но это просто незрелость, а не нервное расстройство. Иногда эту леность пытаются представить как последствие разочарования или стресса, хотя на самом деле речь идет о нехватке самостоятельности», — подчеркивает Монтенегро.

И добавляет: доказательством этого является то, что эти ребята, которые не в состоянии прилежно учиться, также не могут содержать свою комнату в порядке, сделать бутерброд или разогреть еду, когда приходят домой после учебы.

Анхель Перальбо подчеркивает, что во многих случаях «ошибка родителей заключается в следующем: они не осознают, что причиной лености и отсутствием мотивации к учебе является использование практически всего времени на досуг и развлечения, в особенности на столь распространенные сейчас технические новшества, которые не дают заниматься другими делами».

Монтенегро считает также ошибочным, когда родители приглашают репетитора с тем, чтобы он контролировал выполнение детьми домашних заданий и сам процесс обучения.

«Репетитора надо приглашать для решения конкретных задач, а вовсе не для того, чтобы делать домашние задания вместе с ребенком, поскольку в таком случае он так и останется незрелым и будет надеяться на других», считает психолог.

6. Нетерпеливость 

Анхель Перальбо относит к частым и весьма нежелательным ошибкам также стремление добиться слишком быстрых результатов в учебе, не понимая, что это длительный процесс. Нетерпеливость родителей, по мнению экспертов, выливается в стремление добиться, чтобы дети как можно обучились иностранным языкам, стали читать и писать до поступления в начальную школу, овладевали математическими операциями, опережая школьную программу. «Это стремление научить побыстрее и как можно большему количеству предметов в высшей степени ошибочно. В Дании и других странах с хорошо налаженным образованием дети учатся грамоте в возрасте семи лет», — подчеркивает Жоан Доменеч.

Перальбо добавляет, что эта нетерпеливость родителей приводит к тому, что они сильно расстраиваются при столкновении их детей с первыми трудностями в учебе или первыми плохими оценками. Родители забывают при этом, что трудности и ошибки присущи обучению, а детям в первую очередь нужны спокойствие и настрой на упорную работу в течение всего школьного года. «Родители не должны рассматривать неудовлетворительные результаты как неудачу, потому что это приводит к снижению самооценки детей, все более ослабляя их способности», — указывает специалист.

7. Не придерживаться школьной методики 

Обуреваемые нетерпеливостью, некоторые родители пытаются научить своих детей читать и считать своими собственными методами, дают им дополнительные домашние задания, не учитывая того, что тем самым, возможно, нарушают педагогический ритм школы. «Родители должны определиться с выбором школы, осознать, что согласны с ее подходами к учебному процессу, а затем работать параллельно, помогая своим детям в учебе, но при этом относясь с уважением к школьной методике, действуя в одном направлении с учителями, а не противореча им», — отмечает Доменеч.

8. Переносить свой опыт на детей 

Другая достаточно распространенная ошибка родителей заключается в механическом перенесении собственного опыта обучения на своих детей. «Школа сильно изменилась, и дети тоже. И то, что нравилось тебе или то, чему ты тогда обучался, совершенно необязательно будет гарантией успеха для твоих детей», — предупреждает директор школы им. Fructuós Gelabert. Анхель Перальбо также считает, что во многих семьях «по-прежнему преобладают надежды родителей на учебу своих детей, чем предпочтения или способности последних», и многим ребятам приходится изучать то, что нравится их родителям.

9. Подвергать сомнению действия преподавателей 

Не поддерживать учителей, постоянно проявлять свое несогласие с педагогом в присутствии детей – еще одна ошибка некоторых родителей. «У преподавателей уже нет былых возможностей по поддержанию дисциплины в классе, и крайне нежелательно, что родители, вместо того, чтобы поддержать их, выступают против, а ученики, пользуясь сложившейся ситуацией, манипулируют ими и натравливают одних на других, хотя цели у родителей и преподавателей одни и те же», — говорит Перальбо. При этом психолог добавляет, что учителя зачастую руководствуются приукрашенным представлением о своих учениках, зачастую не зная, как они ведут себя дома. «Взаимодействие и обмен информацией между родителями и учениками может помочь ребенку как добиться хороших результатов в учебе, так и улучшить свое поведение», — отмечает он.

10. Выступать в роли детективов 

Монтенегро считает, что еще одна ошибочная позиция родителей заключается в том, что они становятся детективами. «Некоторые родители выясняют, как выполняются домашние задания и прочие работы, а также даты экзаменов через социальные сети, или через родителей других детей, но это порождает лишь недоверие, ничего не решая», — поясняет он.

Совет 1: Как научить ребенка учиться

Его совет заключается в том, чтобы вместе с ребенком проверить расписание дня и задания, выполненные по каждому предмету. Эксперты не советуют осуществлять полный контроль над выполнением школьных заданий, постоянно проверять, что читает или смотрит ребенок, уверяя, что лучше наблюдать за ним на удалении, предоставив ему определенную самостоятельность. А если родители все же решают проверить знания ребенка, Монтенегро не советует делать это в устной форме, а написать три-четыре вопроса, потому что «обычно устных экзаменов не проводится, и хотя ребенок даже может устно ответить на вопрос, потом он все равно плохо изложит это в письменной форме или совершит множество орфографических ошибок».

11. Решать организационные задачи

Как считают воспитатели, еще одна ошибка родителей заключается в решении организационных задач своих детей. «В семь вечера ребенок говорит, что закончился тонер, и он не может распечатать работу, которую ему нужно сдать на следующий день, и мы посылаем деда в магазин, чтобы он купил необходимый картридж», — приводит пример Монтенегро, подчеркивая при этом важность того, чтобы дети привыкали сами решать свои проблемы, «даже если они сдадут работу позже и снизят за это оценку. Ведь чем позже вы подадите декларацию о доходах, тем выше будут штрафные санкции, сколько бы вы ни объясняли, что банк прислал ваши счета с задержкой. Такова жизнь, и люди должны учиться организовывать ее и решать свои проблемы с самого раннего возраста».

Педагоги также не согласны с позицией некоторых родителей, которые всегда оправдывают перед учителями ошибки и неудачи своих детей, всегда ссылаясь на какие-то внешние причины или трудность задания, ставя под вопрос компетентность учебников или даже самого преподавателя.

12. Связывать наказание с выполнением домашнего задания

«Он наказан, делает уроки» или «пока не сделаешь задания, не подойдешь к телевизору», эти фразы часто можно услышать во многих домах. По мнению педагогов, их следует искоренять. В первую очередь, указывают они, потому, что домашние задания должны выполняться в спокойной, а не нервозной обстановке. Во-вторых, цель должна состоять в том, чтобы дети получали удовольствие от чтения и учебы, а не воспринимали это как наказание. И, наконец, они также не должны рассматривать чтение или выполнение домашних заданий в качестве необходимой платы за просмотр телевизионных программ, возможность поиграть или встретиться с друзьями.

Майте Риус (Mayte Rius)

www.inosmi.ru

ЖУРНАЛ

Большинство родителей, как две капли воды, похожи друг на друга. Это в том, что касается учебы детей. Получение базовых знаний в школах является фундаментом для дальнейшего образования, получения специальности и самоутверждения ребенка как личности.

Главней всего — ребенок в доме

Поэтому родители — главные люди в успешном развитии навыков познания. Они негласно берут на себя обязанности всесторонне помогать ребенку освоить познавательную деятельность таким образом, чтобы обучение принесло только положительные результаты.

Это участие не должно сводиться к банальной оплате репетиторов, покупке уже решенных задач или поиску во всемирной паутине реферата или доклада.

Станьте друзьями

Пытаясь помочь ребенку в освоении школьного программного материала, родители зачастую ставят очень жесткие условия, выполнение которых для ребенка становятся испытанием.

Чтобы ребенок хорошо учился, родителям необходимо в первую очередь, войти к нему в доверие. Самые близкие люди должны всегда помнить, что доверительный разговор всегда дает самые плодотворные результаты.

Родительская поддержка проявляется не только в постоянной проверке домашних заданий. Если у ребенка случились сбои в учебе, появились плохие оценки, он стал рассеянным и невнимательным, причину надо искать не в плохой подаче материала или в самом ребенке. Возможно, причина лежит на поверхности.

Что делать, если ребенок не хочет учиться. Советы измученным родителям и самому ребёнку

Что мешает

Внимательные родители должны тщательно исследовать условия жизни ребенка и определить, что стало помехой в учебе. Немаловажным является состояние помещения, где ребенок учит уроки и обустройство рабочего пространства. Недостаточное освещение, ограниченное место на рабочем столе, плохое проветривание оказывают негативное влияние на работу мозга ребенка. А может ему мешает постоянно звучащая громкая музыка, или включенный компьютер.

Распорядок дня — обязательно

Часто случается, что ребенок просто устает физически. Поэтому у него не получается запоминать стихотворение, не решается задача, не воспринимается никакая информация. Самое время дать ему отдохнуть. Для этого следует правильно распределить время для занятий, отдыха, прогулок. Иными словами, составить режим времени школьника и приучить ребенка к его выполнению.

Выполнение домашних заданий обязательно должно чередоваться с переменками, прогулками, отвлекающими играми. Иногда, для лучшего усвоения материала, особенно для детей младшего школьного возраста, задания можно выполнять в виде игры. Этот метод помогает ребенку проявить интерес и любознательность к предмету.

Не помешают ребенку и посильные физические нагрузки, чередующиеся с выполнением домашних заданий. Соответственно возрасту, школьнику можно поручать мелкие домашние дела, занятия с младшими детьми, помощь престарелым членам семьи. Это на некоторое время отвлечет ребенка от уроков и даст памяти небольшую передышку.

Что едят дети

Залогом успешной учебы в школе специалисты всегда считали правильное питание ребенка. Неправильная подпитка мозга ведет к быстрой утомляемости, невнимательности, рассеянности. Это все — симптомы неправильного питания и их отрицательное влияние на детский организм. В рацион питания ребенка должны быть включены продукты, содержащие витамины группы В.Это свежие фрукты и овощи, молоко, рыба, орехи, мясо, курица, печень. Если ребенку не нравится блюдо, проявите фантазию и творчески подойдите к его оформлению, найдите такой рецепт, который представит блюдо как самое вкусное и полезное.

Психологические приемы

Детская натура довольно восприимчивая и ранимая. Родители ни в коем случае не должны игнорировать просьбы и любознательность детей. Нельзя отмахнуться от детского вопроса, каким бы нелепым он не был. Умный родитель всегда найдет ответ, иногда вместе с ребенком, отыскав его в энциклопедии или в интернете. В воспитании вашего чада — это двойная польза: ребенок почувствует себя личностью, с которой считаются члены семьи и у него выработаются навыки пользоваться средствами для получения информации.

Что еще немаловажно — чаще хвалите своего ребенка, не скупитесь на добрые слова. Позвольте ему рассказать своими словами все, что случилось в школе, поинтересуйтесь его мнением, поделитесь своим видением проблемы.

Чтобы ваш ребенок рос доброжелательным и общительным не надо плохо отзываться об одноклассниках и учителях. Ваши рассуждения имеют большой авторитет для ребенка, и нелестные отзывы о людях, окружающих ребенка могут создать трудности в общении, что обязательно скажется на успеваемости.

Ребенок тоже личность

Успешно справиться ребенку с программой обучения поможет постоянное внимание и заинтересованность родителей школьными делами. Позитивное отношение родителей к школе и всему учебному процессу пробуждают в ребенке интерес к знаниям. Никогда не стоит дать ребенку обещание, и не выполнить его.

Конкретную помощь в успешной учебе детей оказывают родители, которые не афишируют неурядицы своих детей, Чтобы не случилось, не стоит ребенка критиковать, рассказывать всем о его промахах, высмеивать и упрекать. Ведь жизнь не просто так преподносит ему испытание. Надо научить ребенка ценить себя, верить в свои силы, быть справедливым и сочувствующим.

Эти факторы, в основном, можно назвать самыми важными и первостепенными в воспитании подрастающего поколения. Наши дети как губка впитывают все — и хорошее, и плохое. Поэтому, если хотите, чтобы ребенок хорошо учился и стал нормальным воспитанным человеком, помогите ему в этом, приложите максимум усилий и жизненного опыта, и результаты не заставят себя ждать.

Как научить ребенка учиться?

В один прекрасный момент ваш малыш перестает быть маленьким и переходит на новую ступень развития – идет в школу. Одновременно это и радость, и огромная ответственность, ведь процесс обучения идет своим чередом, если в нем участвуют и учителя, и родители вместе, на благо маленького ученика.

Спустя некоторое время в некоторых семьях возникает проблема – как научить ребенка учиться с удовольствием, ведь в школу он идет с неохотой, а уроки вообще делать не желает. Эта ситуация может проявиться практически сразу, в начале обучения, или же спустя несколько месяцев или даже лет. Подход к ее разрешению практически одинаков, и взрослые заранее должны знать, что стоит делать, а что категорически запрещено в этом случае.

Распространенные ошибки родителей

Перед тем как научить ребенка любить учиться, следует проанализировать свое собственное поведение и отношение к учебному процессу, психологический климат внутри семьи:

  1. Ни в коем случае не стоит отдавать в школу малыша, который не готов еще к ней ни физически, ни психологически. Не следует игнорировать советы педагогов и психологов относительно того, чтобы пропустить годик и прийти в первый класс не в 6, а в 7 или 8 лет. В этом нет ничего зазорного, а польза будет налицо – готовый к учебе ребенок будет учиться с удовольствием.
  2. Тому, кто не знает, как научить ребенка хорошо учиться, часто приходит в голову идея о материальном мотивировании чада. Но в большинстве случаев делать этого категорически нельзя. Долговременного результата вы не добьетесь, а сделать из ребенка корыстного человека вам удастся на «отлично».
  3. Нельзя заставлять подростков выбирать профиль согласно желанию родителей. Возможно, мама или папа хотели посвятить себя изучению математики, а ребенок ничего в ней не смыслит. Если к нему предъявляются постоянно завышенные требования, то страдает психика, и учиться хорошо ребенок не сможет.
  4. С самого раннего возраста нужно стараться как можно меньше попрекать ребенка, осуждать его за промахи, высмеивать его ошибки. Это негативно влияет на его самооценку и не позволяет почувствовать в себе силы для обучения на том уровне, которого он сам хочет. Если принижать достоинства ребенка, акцентируя все внимание на его недостатках, то он никогда не поверит в свои силы и так и останется посредственностью не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
  5. В раннем возрасте нельзя загружать малыша знаниями, совершенно ненужными в это время. Развитие с пеленок не должно быть насилием над детским организмом, если только родители не хотят сделать из ребенка ходячую энциклопедию.

Как вести себя родителям ребенка, нежелающего учиться?

Психологи создали небольшой список, придерживаясь пунктов которого можно помочь ученику полюбить процесс учебы в любом возрасте:

  1. Нужно как можно скорее наладить режим дня, где четко будет отведено время для сна, активного отдыха, учебы и увлечений ребенка.
  2. Следует стараться, чтобы обстановка в семье была дружелюбной, а проблемы между родителями были неизвестны ребенку.
  3. С ранних лет у ребенка должна быть установка, что школа – это хорошо, учителя – это верные друзья и профессионалы, а обучение – святая обязанность, ведущая к процветанию в будущем. Родители не должны в присутствии ребенка пренебрежительно отзываться о педагогах и необходимости того или иного предмета.
  4. Нагрузка на детский организм в школе должна быть адекватной возрасту, без чрезмерного напряжения.
  5. Родителям рекомендуется как можно чаще хвалить детей даже за незначительные школьные успехи.

А вот то, как научить ребенка учиться самостоятельно, может быть непросто, если родители привыкли на каждом шагу опекать свое чадо. Ему нужно давать больше самостоятельности.

Как научить ребенка учиться

Пускай он допустит ошибку, но впоследствии на ней научиться быть ответственным за свои поступки.

ЧТО ЗНАЧИТ УМЕТЬ УЧИТЬСЯ

К. В. Бардин

Как научить детей учиться

ББК 74.202.2

Рецензент — кандидат психологических наук Л. А. Радзиховский

Кирилл Васильевич Бардин

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ

Зав. редакцией И. П. Сеяыкин

Редактор М. Д. Соловьева

Младший редактор И, Г. Антонова

Художественный редактор Е. Л. Ссорина

Технический редактор Э. С. Соболевская

Корректор Е. В.

13 способов, как заставить ребенка учиться. Практические советы психолога

Чамаева

ИГ, № 0312

Сдано в набор 12.02.87. Подписано к печати 18.04.87. Формат 84ХЮ8>/32.

Бум. типограф. № 2. Гарнит. Лнтерат. Печать высокая. Усл. печ. л. 5,88.

Усл. кр.-отт. 6,13. Уч-изд. л. 6,51. Тираж 100 000 экз. Заказ 7.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение»

Государствениоге комитета РСФСР по делам издательств, полиграфин и

книжно: торговли. Москва, 3-й, проезд Марьиной рощи, 41.

Типография № 2 Росглавполиграфпрома. 152901, г. Андропов, ул. Чкалова, 8.

Бардин К. В.

Б24 Как научить детей учиться: Кн. для учителя. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.; Просвещение, 1987. — 112 c.

В книге раскрыты основные средства обучения школьников умению учиться. Особое внимание автор уделяет развитию у школьников техники учебной деятельности. Книга может быть использована для педагогиче­ского всеобуча родителей с целью организации их помощи детям при вы­полнении домашней учебной работы.

4306010000—533

ББК 74.202.2

103(03)—87

© Издательство «Просвещение», 1969

© Издательство «Просвещение», 1987, с изменениями

Что значит уметь учиться …………………………… 5

Учебная задача………………………………………………………… 6

Что такое учебная задача ………………………. —

Сензитивный период и ведущая деятельность 7

Когда учебную задачу не выделяет старшеклассник 9

Принимаемые меры …………………………………………. 14

Предмет усвоения…………………………………………… 15

Формирование учебных действий…………………………… 18

Полезно или вредно дословное заучивание —

Приемы активной умственной работы……………… 19

Еще раз о заучивании, близком к тексту….. 25

Установка на запоминание ……………………………….. 26

Активность на уроке……………………………………………. 28

Работа с книгой . . . :…………………………………. —

Повторение…………………………………………………………. 29

Систематичность в работе………………………………….. 30

Организация учебной работы ……….. , ……………. 31

Как усадить школьника за уроки………………………. —

Режим…………………………………………………………………. 35

Втягивание в работу ……………………… …… 36

Место для занятий…………………………………………… 37

В каком порядке учить уроки ….. ….. 39

Когда целесообразны занятия с одноклассниками 40

Планирование домашних заданий………………………. 40

Контроль и самооценка ……………………………………….. 41

Педагогическая оценка и ее функции…………… —

Формирование контроля и самооценки …………. 48

Самооценка и отметка……………………………………… 51

Подготовка к выпускным экзаменам…. ……………… 56

ЧТО ЗНАЧИТ УМЕТЬ УЧИТЬСЯ.

— Учить учиться?

— Разве школьник не умеет учиться? — эти и подобные
вопросы возникают у родителей, когда они слышат, что
учеников надо научить учиться.

Действительно, ходит ребенок в школу? Ходит. Учит уроки? Учит. Учитель им доволен? В общем, доволен. Разве все это вместе не свидетельствует о том, что школьник умеет учиться?

Представьте себе — совершенно необязательно. И да­же более того, тот факт, что ребенок получает неплохие отметки, еще не говорит о том, что он умеет учиться.

Вот что, например, пишет десятиклассница в редакцию журнала «Семья и школа»: «…мне очень трудно, хотя учусь я хорошо (учителя и родители довольны моими успеха­ми), но как мне тяжело все это достается. Я прекрасно понимаю, что ложиться спать нужно вовремя, что надо гу­лять. Но как это сделать? Я вожатая в IV классе. Очень люблю моих ребят, люблю заниматься с ними, но это в ущерб урокам.

Конечно, вы вспомните про режим. Он у меня есть. Эта беленькая бумажечка висит у меня над столом и постоянно напоминает мне о ребятах, которые живут не так, как я. У них все рассчитано, на все есть время. Я пробовала жить по режиму. И что же? Да, все получалось блестяще, а вот уроки не уложились в отведенные для них часы.

А теперь о том, как я учу. В два прихожу из школы. Обедаю и сажусь за уроки: сначала — устные, потом — письменные (без перерыва до позднего вечера). Утром ме­ня будит звонок будильника: пора повторять. А ведь я хо­чу спать. Моя бабушка начинает браниться: встает, мол, в 6, а ложится в 12. В школе первые два урока я мало по­нимаю, что рассказывает учитель, хотя изо всех сил ста­раюсь не пропустить ни одного его слова. К третьему уро­ку все входит в свое обычное русло. Я легко понимаю учителя, спать уже не хочется. А потом иду домой. И все сначала…

Правда, разнообразят мою жизнь занятия с пионерами да рисование, которое я очень люблю.

Но, согласитесь, так жить нельзя.

Что же сделать, чтобы оставалось свободное время? А как уроки к понедельнику: в субботу или в воскресенье? Прошу вас помочь. Жду вашего ответа. И не одна я. У мо­ей подруги Веры тоже не остается свободного времени. Я очень прошу вас помочь нам».

Неумение учиться, как видите, не обязательно приво­дит к неуспеваемости ученика и поэтому не всегда обра­щает на себя внимание учителя. Гораздо чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возмож­ностей либо достигают успеха ценой очень тяжелого тру­да. Такие ученики часто не привлекают внимания педаго­га и, будучи предоставлены самим себе, не приобретают рациональных учебных навыков вплоть до старших клас­сов, а подчас и до окончания средней школы.

Но неумение учиться может привести и к неуспеваемо­сти, хотя причины неуспеваемости детей могут быть самые различные: запущенность материала, пробелы в знаниях, отсутствие привычки трудиться, интереса к учению, интел­лектуальная пассивность, которую часто принимают за ту­пость и неспособность. Таким образом, неумение учиться— это лишь одна из многих возможных причин неуспеваемо­сти. Но именно она ставит наибольшие трудности перед педагогами и родителями

Во-первых, неумение учиться легко спутать с другими причинами неуспеваемости. Родители порой замечают, что ребенок хочет выучить уроки, подолгу просиживает над учебниками и все же домашнее задание приготавливает плохо. И вот взрослые спешат с приговором: «Неспособ­ный!» Рано или поздно это мнение станет известно ребен­ку, и бывает, что он, потеряв веру в себя, забрасывает уче­бу. И тогда приговор дополняется словами: «Он еще и ле­нивый».

Во-вторых, далеко не всегда неумение учиться приводит к хронической неуспеваемости и вообще обращает на себя внимание учителей и родителей.

Возникает естественный вопрос: почему же нередко на протяжении ряда лет неумение учиться остается необнару­женным?

Дело в том, что учителя имеют довольно ясное пред­ставление о результатах усвоения учениками пройденного материала. А вот процесс самостоятельной работы над материалом скрыт от учителя и протекает вне его наблю­дения. Учитель может посоветовать ученику, как нужно готовить уроки. Но проследить за тем, как он следует по­лученным советам, насколько рационален учебный труд школьника дома, учитель, как правило, не может, ведь го­товит-то уроки школьник почти всегда дома.

Да и сами учителя, готовые остаться лишний раз после уроков и лишний раз устроить дополнительные занятия, нередко сводят свою помощь к тому, что заново объясняют трудную тему, повторяют доказательство сложной теоре­мы, многократно прорабатывают решение задач, вызыва­ющих затруднения. Убедившись, что ученики усвоили со­ответствующий материал и у них нет пробелов в знаниях, учителя считают свою задачу выполненной. Но при изуче­нии следующего раздела те же ученики вновь встретят серьезные трудности, справиться с которыми самостоятель­но они не могут, и, следовательно, снова образуются про­белы в знаниях. Поэтому учитель просто не всегда знает, что ученик нуждается в помощи. Ведь до тех пор, пока не­умение учиться не приводит к явно заметным пробелам в знаниях, такие ученики, как правило, не привлекают к себе внимания учителя. Вспомните, что и старшеклассни­ца, написавшая приведенное выше письмо, считается бла­гополучной ученицей — учителя довольны ее успехами. И никто не подозревает, какой ценой это достигается.

Таким образом, перед нами вырисовывается линия раз­деления труда, а с другой стороны, взаимодействия меж­ду учителем и родителями при решении важной задачи — научить школьника учиться. Да, учитель не в состоянии сделать то, что могут сделать родители. Но он может разъ­яснить им, что от них требуется, научить их, как вести со­ответствующую работу, постоянно поправлять и корректи­ровать их действия, если это необходимо. Но для этого он сам должен быть вооружен определенными психологиче­скими знаниями об учебной деятельности, об ее структуре, формировании, последствиях нарушения. Обо всем этом и пойдет речь ниже.

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

admin