Найти словосочетание в предложении онлайн

Найти словосочетание в предложении онлайн

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 КЛАСС

ТЕМА: "ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ"

  Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 4 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 4 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 4 классов начальной школы.

Выборочные диктанты

  1. Записать только распространенные предложения, разобрать их по членам предложения.

  1) Медведи идут! 2) Солнце поднялось над лесом. 3) Защелкал в кустах соловей. 4) Костер разгорался. 5) В летнем небе пронзительно свистели стрижи. 6) Ветер стихал. 7) Весну объявили грачи. 8) Грачей встречали на полях галки. 9) Бегут облака. 10) Над тундрой низко летят дикие гуси. 

  2. Выписать из предложений словосочетания (подлежащее и сказуемое не составляют словосочетания).

  1) Мы сидели в шалаше. 2) Наступила темная ночь. 3) Выбежал из лесу заяц. 4) Моряки покинули корабль. 5) Прошел по реке лед. 6) Утром выглянуло яркое солнышко. 7) В ночном небе светят звезды. 8) Из леса я вернулся в полдень. 9) Буйно зацвели в саду яблони. 10) На опушке леса пели тетерева.

  Образец записи: сидели (где?) в шалаше, ночь (какая?) темная.

Свободный диктант

Бывшие беспризорники

  У дороги вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый.

Контрольные работы для 4-го класса (стр. 7 )

Листья как серые тряпочки.

  Учитель Сергей Степанович выкопал этот колокольчик и перенес в школьный сад. Там он уже много таких беспризорников посадил. Вот ромашки, а вот васильки. Сергей Степанович ухаживает за ними, поливает, подкармливает.

  И тогда происходят чудеса. Мелкие ромашки крупными делаются, глазастыми. Васильки как в голубых коронах стоят. А на колокольчиках столько цветков, что на целый букет хватит. Любуются цветами люди. И невдомек им, что это бывшие беспризорники.

Проверочные диктанты

Красный снег

  Высадились на остров полярники и удивились. У скал лежал красный снег! Песец протрусил — за ним красная строчка следов. Куропатки пробежали — красными крестиками наследили.

  Слепили снежок из снега — розовый! Скатились на лыжах с горки — позади полосы красные. Хоть глазам не верь! Но глазам верить надо. Почему снег сделался красным? От весеннего солнца и тепла разрослась в снеге красная водоросль. И снег зацвел! (63 слова)

Раннее утро

  Солнце осветило моховое болото. По краям болото поросло частым березняком. Среди берез темнели молодые сосенки. Земля в низинах покрылась зеленым мхом. На буграх кусты брусники и черники. В воздухе запах трав. На березах золотились первые пряди. Желтые листья кружились в воздухе. Ночами серебрили землю холодные росы. Утром земля и деревья искрились огоньками. В каждой травинке вспыхнул солнечный луч. (60 слов)

 

1. МОУ «Крутинская гимназия»

Словосочетание в предложении
Учитель : Вершинина Т.А

2.

Карточки по русскому языку для 4 класса

Цель урока: рассмотреть, какую роль играют словосочетания в предложении; закрепить умение находить словосочетания в предложении; отработаЦель урока:
рассмотреть, какую роль играют словосочетания в предложении;
закрепить умение находить словосочетания в предложении;
отработать правило правописания слов в словосочетаниях.

3.

Словосочетания – это
«строительный» материал
распространённого
предложения.
Словосочетание и слова
отличаются от предложения
тем, что не выражает
законченной мысли, не
произносится с
определённой целью и
интонацией, не имеет
грамматической основы.

4. ТЕСТ ( проверка знаний)

1.Согласование — это
А) подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в
ту же форму, что и главное;
Б)связь слов ( однородные члены);
В) фразеологизмы.
2. Управление – это
А) два любых члена предложения, связанные по смыслу;
Б) связь слов, при которой главное слово требует от зависимого
определённой формы;
В) связь слов, при которой главное слово не связано с зависимым;
3.Примыкание – это
А) слова одной и части речи;
Б) слова, которые связаны грамматически;
В) слова, которые связаны по смыслу.

5. ТЕСТ ( проверка знаний)

1.Согласование — это
А) подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в
ту же форму, что и главное;
Б)связь слов ( однородные члены);
В) фразеологизмы.
2. Управление – это
А) два любых члена предложения, связанные по смыслу;
Б) связь слов, при которой главное слово требует от зависимого
определённой формы;
В) связь слов, при которой главное слово не связано с зависимым;
3.Примыкание – это
А) слова одной и части речи;
Б) слова, которые связаны грамматически;
В) слова, которые связаны только по смыслу.

6.

Учебник стр.102 упр.2
Дополнительно!!!
Выпишите словосочетания:
Х
Существительное + прилагательное

7. проверь

Жил у нас в доме огромный, толстый кот
Иваныч.
Целые дни он ел или спал.
Залезет кот на тёплую лежанку, свернётся
клубком и уснёт.
А Иваныч не сердится, мурлычет и жмурится.
Вымыли мы его, вытерли и опять на печку
спать положили.

8. Итог урока:

Чем является словосочетания в
предложении?
Можно ли одними словосочетаниями
рассказать о чем-либо?
Стр.103 упр.5

Словосочетание в предложении

English     РусскийRules

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 КЛАСС

ТЕМА: "ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ"

  Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 4 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 4 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 4 классов начальной школы.

Выборочные диктанты

  1. Записать только распространенные предложения, разобрать их по членам предложения.

  1) Медведи идут!

Текст. Предложение. Словосочетание: Проверочная работа с. 8 — 10

2) Солнце поднялось над лесом. 3) Защелкал в кустах соловей. 4) Костер разгорался. 5) В летнем небе пронзительно свистели стрижи. 6) Ветер стихал. 7) Весну объявили грачи. 8) Грачей встречали на полях галки. 9) Бегут облака. 10) Над тундрой низко летят дикие гуси. 

  2. Выписать из предложений словосочетания (подлежащее и сказуемое не составляют словосочетания).

  1) Мы сидели в шалаше. 2) Наступила темная ночь. 3) Выбежал из лесу заяц. 4) Моряки покинули корабль. 5) Прошел по реке лед. 6) Утром выглянуло яркое солнышко. 7) В ночном небе светят звезды. 8) Из леса я вернулся в полдень. 9) Буйно зацвели в саду яблони. 10) На опушке леса пели тетерева.

  Образец записи: сидели (где?) в шалаше, ночь (какая?) темная.

Свободный диктант

Бывшие беспризорники

  У дороги вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый. Листья как серые тряпочки.

  Учитель Сергей Степанович выкопал этот колокольчик и перенес в школьный сад. Там он уже много таких беспризорников посадил. Вот ромашки, а вот васильки. Сергей Степанович ухаживает за ними, поливает, подкармливает.

  И тогда происходят чудеса. Мелкие ромашки крупными делаются, глазастыми. Васильки как в голубых коронах стоят. А на колокольчиках столько цветков, что на целый букет хватит. Любуются цветами люди. И невдомек им, что это бывшие беспризорники.

Проверочные диктанты

Красный снег

  Высадились на остров полярники и удивились. У скал лежал красный снег! Песец протрусил — за ним красная строчка следов. Куропатки пробежали — красными крестиками наследили.

  Слепили снежок из снега — розовый! Скатились на лыжах с горки — позади полосы красные. Хоть глазам не верь! Но глазам верить надо. Почему снег сделался красным? От весеннего солнца и тепла разрослась в снеге красная водоросль. И снег зацвел! (63 слова)

Раннее утро

  Солнце осветило моховое болото. По краям болото поросло частым березняком. Среди берез темнели молодые сосенки. Земля в низинах покрылась зеленым мхом. На буграх кусты брусники и черники. В воздухе запах трав. На березах золотились первые пряди. Желтые листья кружились в воздухе. Ночами серебрили землю холодные росы. Утром земля и деревья искрились огоньками. В каждой травинке вспыхнул солнечный луч. (60 слов)

 

_______________________________
________________________________________________________________________________________________
I вариант
1. Укажите номер примера, слова в котором не образуют словосочетания.
1 серебряный иней
2 читать книгу
3 сделать работу
4 поезд ушел
2. Найдите ошибку в определении способа связи.
1 взявший у него – согласование
2 работающий прибор – согласование
3 сообщим пришедшему – управление
4 торжественно встречать – примыкание
3. Определите вид подчинительной связи, укажите номер лишнего словосочетания.
1 зеленое поле —
2 к большим домам —
3 почерневший от пыли —
4 синее небо-
4.Найдите словосочетание, в котором слова не связаны таким способом, как управление.
1 читал письмо
2 слушаем поучения
3 короткое сообщение
4 вернуться с добычей
5. Найдите словосочетание с главным словом существительным.
1дивный сон
2 стремящийся к знаниям
3 освещавшая комнату
4 привезенный из города
6. В каком словосочетании слова связаны примыканием?
1 бледный от боли
2 очень сильный
3 колодец с водой
4 возвратиться из похода
7. В каком словосочетании слова связаны согласованием?
1 смотрящего мальчика
2 ночь темна
3 читать хорошо
4 вера в лучшее
8. Из предложения выпишите словосочетание со связью управление.
Лужи после этого дождя всегда теплые.
_____________________________________________________________________________
_______________________________
________________________________________________________________________________________________
II вариант
1. Укажи номер примера, слова в котором не образуют словосочетания.
1 серебряный иней
2 мелкий дождь
3 сделать работу
4 втирать очки
2. Найдите ошибку в определении способа связи.
1 спросивший гость – согласование
2 красная кофта – согласование
3 сообщим пришедшему – управление
4 пошел в кино – управление
3. Определите вид подчинительной связи, укажите номер лишнего словосочетания.
1 новый район —
2 к большим домам —
3 проверять работу —
4 синее небо-
4.Найдите словосочетание, в котором слова не связаны таким способом, как примыкание.
1 вернуться поздно
2 очень громко
3 по-весеннему тепло
4 пропустил из-за болезни
5. Найдите словосочетание с главным словом – существительным.
1 комментировать происшедшее
2 очень быстро
3 многие города
4 обсудить все
6.

Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении

В каком словосочетании слова связаны управлением?
1 привычка командовать
2 зимними вечерами
3 пробили на башне
4 на городской башне
7. В каком словосочетании слова связаны примыканием?
1 обеими руками
2 удостоен премии
3 за строящимся домом
4 работать кое-как
8. Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование.
Зимовщики строят временные дома из блоков
_______________________________
________________________________________________________________________________________________
III вариант
1. Укажи номер примера, слова в котором не образуют словосочетания.
1 мои планы
2 сильный дождь
3 сделать ошибку
4 задача решена
2. Найдите ошибку в определении способа связи.
1 купивший у него – согласование
2 прямая спина – согласование
3 сообщим пришедшему – управление
4 намного дальше – примыкание
3. Определите вид подчинительной связи, укажите номер лишнего словосочетания.
1 часть населения —
2 в следующем месяце —
3 проверять работу —
4 копать яму-
4.Найдите словосочетание, в котором слова не связаны таким способом, как примыкание.
1 отвечал не читая
2 просил спеть
3 надевать пальто
4 пропустил из-за болезни
5. Найдите словосочетание с главным словом – существительным.
1 вследствие болезни
2 то снег, то дождь
3 хотел уйти
4 мягкий хлеб
6. В каком словосочетании слова связаны управлением?
1 цвет бордо
2 выпил кофе
3 дочитать письмо
4 на городской башне
7. В каком словосочетании слова связаны примыканием?
1 слушал радио
2 главная улица
3 любовь к родине
4 работать с другом
8. Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.
Она выполнила задание быстро.
____________________________________________________________________________________________________
_______________________________
________________________________________________________________________________________________
IV вариант
1. Укажи номер примера, слова в котором не образуют словосочетания.
1 бить баклуши
2 слепой дождь
3 читать роман
4 сверкающее солнце
2. Найдите ошибку в определении способа связи.
1 ее предчувствие – согласование
2 красная ручка – согласование
3 сообщим пришедшему – управление
4 громко кричать – примыкание
3. Определите вид подчинительной связи, укажите номер лишнего словосочетания.
1 ее глаза —
2 цвета бордо —
3 попросил спеть —
4 думающий читатель-
4.Найдите словосочетание, в котором слова не связаны таким способом, как примыкание.
1 хотел уйти
2 очень громко
3 по-весеннему тепло
4 буду играть
5. Найдите словосочетание с главным словом – существительным.
1 допил чай
2 очень быстро
3 черный кофе
4 обсудить все
6. В каком словосочетании слова связаны управлением?
1 купил портмоне
2 зимними вечерами
3 собирал гвозди
4 на городской башне
7. В каком словосочетании слова связаны примыканием?
1 двумя руками
2 будем встречаться
3 сообщение пришедшему
4 выпить кофе
8. Из предложения выпишите словосочетание со связью управление
Ветер приближается всегда с шумом
Ответы
В1 В2 В3 В4
4 4 4 1
1 4 1 1
3 3 2 4
3 4 4 4
1 3 4 3
2 3 1 3
1 4 1 4
Теплые после дождя Временные дома Выполнила быстро Приближается с шумом

Приложенные файлы

Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — это объединение двух (или нескольких) самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи: чудный ковер, заниматься рисованием, зайти в магазин.

Словосочетание состоит из двух частей: главного (стержневого) слова и зависимого. От главного к зависимому можно задать вопрос:

наша (чья? ←) сестра

прекрасный (какой? ←) день

ответить (как?) грубо

Простые и сложные словосочетания

Простыми называются словосочетания, состоящие из двух знаменательных слов (дорогая вещь, лететь к югу, быстро идти). Сложные словосочетания состоят из трех и более компонентов. Они образуются при распространении простых (написал сообщение другу, изучение докторской диссертации, встреча давних знакомых).

Свободные и несвободные словосочетания

Свободным называется словосочетание, каждый компонент которого имеет полноценное лексическое значение. В свободных словосочетаниях грамматически главное слово и по смыслу является главным, а зависимое уточняет его:

хорошая погода, идти в школу, учить детей

Такие словосочетания легко разложить на составные части. Каждый компонент свободного словосочетания является отдельным членом предложения.

В несвободных (цельных) словосочетаниях лексическая самостоятельность слов ослаблена либо утрачена. Зависимое слово при этом является главным по смыслу:

четыре (кого?) ученика; четыре — главное слово, но основная информация заключается в слове ученика. Будучи грамматически зависимым оно является главным по смыслу.

Несвободное словосочетание нельзя разбить на составные части без потери смысла. По семантике и функциям цельные словосочетания близки отдельному слову. В предложении несвободное словосочетание является одним членом:

В очереди сидели три пациента.

Типы словосочетаний (по главному слову)

Тип словосочетания зависит от того, какой частью речи является главное слово.

Выделяются следующие типы словосочетаний:

I) Глагольные

а) с именем существительным (рисовать карандашом, посылка внуку);

б) с наречием (медленно ехать, хорошо поступить);

в) с деепричастием (говорил волнуясь, бежать оглядываясь);

г) с инфинитивом (попросил приехать, приказал выполнить);

II) Именные

1) субстантивные (главное слово — существительное):

а) с именем существительным (пробежка на улице, дверь подъезда);

б) с прилагательными (модная вещица, чудесная хозяйка);

в) с наречиями (кофе по-турецки);

г) с инфинитивом (стремление преподавать, привычка тренироваться);

2) адъективные (главный слово — прилагательное):

а) с  именем существительным (готовый к работе, достойный медали);

б) с наречием (слишком горячий, достаточно острый);

в) с инфинитивом (согласный служить, способный содействовать);

3) с Числительным в роли главного (трое друзей, двое в форме);

4) с Местоимением в роли главного (что-то необычное, каждый из них);

III) Наречные

а) с наречием (всегда хорошо,  очень  нескладно);

б) с именем существительным (далеко от друзей, одиноко без семьи).

Типы синтаксических отношений между компонентами словосочетаний

Между компонентами словосочетания устанавливаются определенные синтаксические отношения. В школьной программе рассматриваются три типа отношений: объектные, определительные и обстоятельственные.

ОБЪЕКТНЫЕ — зависимое слово обозначает предмет, на который направлено действие, выраженное главным словом (как правило глаголом): написать сочинение, готовлюсь к соревнованиям, заключение мира.

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ (АТРИБУТИВНЫЕ) — главное слово имеет значение предмета, а зависимое обозначает его признак: хорошая оценка, квартира с балконом, присланное письмо.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ — главное слово называет действие или признак, а зависимое обозначает признак: пришел во время, долго думает, сказал сгоряча.

Виды подчинительной связи

Подчинительная связь объединяет собой неравные слова (или предложения), одно из которых — главное, другое — зависимое. Выделяют три типа подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Согласование

При согласовании зависимое слово принимает грамматические формы (рода, числа, падежа, лица) главного слова. Если изменяется форма главного, то изменится и форма зависимого: твой друг — ед. ч., м. р., им. п. (зависимое слово ТВОЙ будет менять форму вслед за главным: твоего друга, о твоём друге, твоему другу…)

Главным словом, как правило, является существительное. В роли зависимого могут выступать прилагательные, причастия, местоимения и порядковые числительные. Средством обозначения согласования является окончание зависимого слова.

Управление

Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному. рассказать (кому?) другу (дат. п.),  писать (чем?) карандашом (твор.п.), старуха (с чем?) с косой (твор.п.). При изменении формы главного слова, зависимое не изменяется:  лежать на диване, лежу на диване, лежал на диване, лежавший на диване.

Управление может быть непосредственным, если зависимое слово не имеет при себе предлога (видеть радугу), и предложным (тоска по матери, думать о лете). Главным при управлении может быть  знаменательное слово любой части речи. Зависимое слово может быть выражено существительным, либо словом другой части речи, способным выполнять функции существительного (местоимение, числительное..).

* Внимание! Когда перед нами словосочетание с предлогом, связь в нем — УПРАВЛЕНИЕ (дом у озера, отошел за бумагой).

Примыкание

Примыкание — вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу. Цельность словосочетания создается порядком слов и интонационно. очень тяжело, любитель хвастаться, бежит вприпрыжку, сказал сомневаясь

Зависимыми словами могут быть: — наречия (идти быстро), — наречия в сравнительной степени (идти быстрее), — инфинитив (учись петь), — деепричастия (слушал улыбаясь), — несклоняемые существительные и прилагательные (стиль барокко, надеть кашне), — прилагательное в сравнительной степени (будь мудрее), — притяжательные местоимения (их проблемы).

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?

Для того чтобы определить словосочетания в предложении, необходимо сначала выделить все грамматические основы (они СС не являются). После чего задаем вопросы сначала от главных членов, потом от второстепенных:

Подул холодный ветер. подул — сказуемое, ветер — подлежащее; От глагола ПОДУЛ к прилагательному ХОЛОДНЫЙ мы не можем задать вопрос. Зато можем спросить: ветер (какой?) холодный. ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР — единственное словосочетание в этом предложении. Тип связи в нем — согласование (при изменении главного слова меняется и зависимое: холодного ветра, холодном ветре).

Разберем пример посложнее:     В воздухе трепещет золотая паутина и сплетается в узоры и создает замысловатые картины.

Во-первых выделим грамматическую основу: подлежащее — паутина; однородные сказуемые — трепещет, сплетается, создает. Грамматическая основа и однородные члены словосочетаниями не являются.

Во-вторых задаем вопросы. Сначала от главных членов:

1) паутина (какая?) золотая — согласование

2) паутина (в чем?) в воздухе — управление

3) трепещет (в чем?) в воздухе — управление

4) сплетается (во что?) в узоры — управление

5) создает (что?) картины — управление

Теперь от второстепенных:

6) картины (какие?) замысловатые — согласование.

Таким образом, мы нашли 6 словосочетаний: золотая паутина, паутина в воздухе, трепещет в воздухе, сплетается в узоры, создает картины, замысловатые картины.

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:

— грамматическая основа предложения (Мальчик прогуливает. Пионы расцветают.)

— однородные члены (Он вышел и направился обратно)

— сочетание служебного слова (предлога, частицы, союза) со знаменательным (около подъезда)

— фразеологизмы (трещит по швам,  владеть пером)

— сравнительная степень прилагательных и наречий (хуже всех, самый долгий)

— составные сказуемые (казался холодным, боюсь говорить)

— время глагола (буду ждать)

— вводные словосочетания (иначе говоря, в самом деле).

Синтаксический разбор словосочетания

Для выполнения подробного синтаксического разбора словосочетания необходимо следовать алгоритму:

Разберем конкретные примеры:

Учитывая распространение интернета, игры и изыски взрослых с большой вероятностью станут основной языковой средой для сегодняшних детей.

Языковой средой

1. средой (какой?) языковой; главное слово — средой (сущ.), зависимое — языковой (прил.);

4 класс. Простые и сложные предложения. Проверочная работа с. 20 — 22

простое (состоит только из двух компонентов: главного и зависимого);

3. свободное (представляют собой два разных члена предложения и могут замещаться словами соответствующей категории: языковая норма, языковая карта, социальная среда);

4. именное (т.к. главное слово — существительное);

5. вид подчинительной связи — согласование (при изменении главного меняется и зависимое: языковую среду, языковой среде); также выделяем средство связи — окончание зависимого слова;

6. смысловые отношения — определительные (главное слово обозначает предмет, а зависимое — его признак).

сегодняшних детей(задание из видео-урока)

1. детей (каких?) сегодняшних; главное слово — детей (сущ.), зависимое — сегодняшних (прил.);

2. по строению простое (состоит только из двух компонентов);

3. по смысловой спаянности — свободное (каждый компонент является отдельным членом предложения; к тому же мы можем свободно замещать каждый член  другими подходящими словами — нынешних детей, будущих детей, сегодняшних чад);

4. по главному слову — именное (детей — сущ.)

5. тип связи — согласование (при изменении формы главного слова меняется и зависимое: о сегодняшних детях, сегодняшними детьми);

6. тип смысловых отношений — определительные (главное слово называет лицо, а зависимое — его признак).

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — это объединение двух (или нескольких) самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи: чудный ковер, заниматься рисованием, зайти в магазин.

Словосочетание состоит из двух частей: главного (стержневого) слова и зависимого. От главного к зависимому можно задать вопрос:

наша (чья? ←) сестра

прекрасный (какой? ←) день

ответить (как?) грубо

Простые и сложные словосочетания

Простыми называются словосочетания, состоящие из двух знаменательных слов (дорогая вещь, лететь к югу, быстро идти).

выписать словосочетания из предложения. Мороз разрисовал стекла красивым узором

Сложные словосочетания состоят из трех и более компонентов. Они образуются при распространении простых (написал сообщение другу, изучение докторской диссертации, встреча давних знакомых).

Свободные и несвободные словосочетания

Свободным называется словосочетание, каждый компонент которого имеет полноценное лексическое значение. В свободных словосочетаниях грамматически главное слово и по смыслу является главным, а зависимое уточняет его:

хорошая погода, идти в школу, учить детей

Такие словосочетания легко разложить на составные части. Каждый компонент свободного словосочетания является отдельным членом предложения.

В несвободных (цельных) словосочетаниях лексическая самостоятельность слов ослаблена либо утрачена. Зависимое слово при этом является главным по смыслу:

четыре (кого?) ученика; четыре — главное слово, но основная информация заключается в слове ученика. Будучи грамматически зависимым оно является главным по смыслу.

Несвободное словосочетание нельзя разбить на составные части без потери смысла. По семантике и функциям цельные словосочетания близки отдельному слову. В предложении несвободное словосочетание является одним членом:

В очереди сидели три пациента.

Типы словосочетаний (по главному слову)

Тип словосочетания зависит от того, какой частью речи является главное слово. Выделяются следующие типы словосочетаний:

I) Глагольные

а) с именем существительным (рисовать карандашом, посылка внуку);

б) с наречием (медленно ехать, хорошо поступить);

в) с деепричастием (говорил волнуясь, бежать оглядываясь);

г) с инфинитивом (попросил приехать, приказал выполнить);

II) Именные

1) субстантивные (главное слово — существительное):

а) с именем существительным (пробежка на улице, дверь подъезда);

б) с прилагательными (модная вещица, чудесная хозяйка);

в) с наречиями (кофе по-турецки);

г) с инфинитивом (стремление преподавать, привычка тренироваться);

2) адъективные (главный слово — прилагательное):

а) с  именем существительным (готовый к работе, достойный медали);

б) с наречием (слишком горячий, достаточно острый);

в) с инфинитивом (согласный служить, способный содействовать);

3) с Числительным в роли главного (трое друзей, двое в форме);

4) с Местоимением в роли главного (что-то необычное, каждый из них);

III) Наречные

а) с наречием (всегда хорошо,  очень  нескладно);

б) с именем существительным (далеко от друзей, одиноко без семьи).

Типы синтаксических отношений между компонентами словосочетаний

Между компонентами словосочетания устанавливаются определенные синтаксические отношения. В школьной программе рассматриваются три типа отношений: объектные, определительные и обстоятельственные.

ОБЪЕКТНЫЕ — зависимое слово обозначает предмет, на который направлено действие, выраженное главным словом (как правило глаголом): написать сочинение, готовлюсь к соревнованиям, заключение мира.

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ (АТРИБУТИВНЫЕ) — главное слово имеет значение предмета, а зависимое обозначает его признак: хорошая оценка, квартира с балконом, присланное письмо.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ — главное слово называет действие или признак, а зависимое обозначает признак: пришел во время, долго думает, сказал сгоряча.

Виды подчинительной связи

Подчинительная связь объединяет собой неравные слова (или предложения), одно из которых — главное, другое — зависимое. Выделяют три типа подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Согласование

При согласовании зависимое слово принимает грамматические формы (рода, числа, падежа, лица) главного слова. Если изменяется форма главного, то изменится и форма зависимого: твой друг — ед. ч., м. р., им. п. (зависимое слово ТВОЙ будет менять форму вслед за главным: твоего друга, о твоём друге, твоему другу…)

Главным словом, как правило, является существительное. В роли зависимого могут выступать прилагательные, причастия, местоимения и порядковые числительные. Средством обозначения согласования является окончание зависимого слова.

Управление

Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному. рассказать (кому?) другу (дат. п.),  писать (чем?) карандашом (твор.п.), старуха (с чем?) с косой (твор.п.). При изменении формы главного слова, зависимое не изменяется:  лежать на диване, лежу на диване, лежал на диване, лежавший на диване.

Управление может быть непосредственным, если зависимое слово не имеет при себе предлога (видеть радугу), и предложным (тоска по матери, думать о лете). Главным при управлении может быть  знаменательное слово любой части речи. Зависимое слово может быть выражено существительным, либо словом другой части речи, способным выполнять функции существительного (местоимение, числительное..).

* Внимание! Когда перед нами словосочетание с предлогом, связь в нем — УПРАВЛЕНИЕ (дом у озера, отошел за бумагой).

Примыкание

Примыкание — вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу. Цельность словосочетания создается порядком слов и интонационно. очень тяжело, любитель хвастаться, бежит вприпрыжку, сказал сомневаясь

Зависимыми словами могут быть: — наречия (идти быстро), — наречия в сравнительной степени (идти быстрее), — инфинитив (учись петь), — деепричастия (слушал улыбаясь), — несклоняемые существительные и прилагательные (стиль барокко, надеть кашне), — прилагательное в сравнительной степени (будь мудрее), — притяжательные местоимения (их проблемы).

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?

Для того чтобы определить словосочетания в предложении, необходимо сначала выделить все грамматические основы (они СС не являются). После чего задаем вопросы сначала от главных членов, потом от второстепенных:

Подул холодный ветер. подул — сказуемое, ветер — подлежащее; От глагола ПОДУЛ к прилагательному ХОЛОДНЫЙ мы не можем задать вопрос. Зато можем спросить: ветер (какой?) холодный. ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР — единственное словосочетание в этом предложении. Тип связи в нем — согласование (при изменении главного слова меняется и зависимое: холодного ветра, холодном ветре).

Разберем пример посложнее:     В воздухе трепещет золотая паутина и сплетается в узоры и создает замысловатые картины.

Во-первых выделим грамматическую основу: подлежащее — паутина; однородные сказуемые — трепещет, сплетается, создает. Грамматическая основа и однородные члены словосочетаниями не являются.

Во-вторых задаем вопросы. Сначала от главных членов:

1) паутина (какая?) золотая — согласование

2) паутина (в чем?) в воздухе — управление

3) трепещет (в чем?) в воздухе — управление

4) сплетается (во что?) в узоры — управление

5) создает (что?) картины — управление

Теперь от второстепенных:

6) картины (какие?) замысловатые — согласование.

Таким образом, мы нашли 6 словосочетаний: золотая паутина, паутина в воздухе, трепещет в воздухе, сплетается в узоры, создает картины, замысловатые картины.

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:

— грамматическая основа предложения (Мальчик прогуливает. Пионы расцветают.)

— однородные члены (Он вышел и направился обратно)

— сочетание служебного слова (предлога, частицы, союза) со знаменательным (около подъезда)

— фразеологизмы (трещит по швам,  владеть пером)

— сравнительная степень прилагательных и наречий (хуже всех, самый долгий)

— составные сказуемые (казался холодным, боюсь говорить)

— время глагола (буду ждать)

— вводные словосочетания (иначе говоря, в самом деле).

Синтаксический разбор словосочетания

Для выполнения подробного синтаксического разбора словосочетания необходимо следовать алгоритму:

Разберем конкретные примеры:

Учитывая распространение интернета, игры и изыски взрослых с большой вероятностью станут основной языковой средой для сегодняшних детей.

Языковой средой

1. средой (какой?) языковой; главное слово — средой (сущ.), зависимое — языковой (прил.);

2. простое (состоит только из двух компонентов: главного и зависимого);

3. свободное (представляют собой два разных члена предложения и могут замещаться словами соответствующей категории: языковая норма, языковая карта, социальная среда);

4. именное (т.к. главное слово — существительное);

5. вид подчинительной связи — согласование (при изменении главного меняется и зависимое: языковую среду, языковой среде); также выделяем средство связи — окончание зависимого слова;

6. смысловые отношения — определительные (главное слово обозначает предмет, а зависимое — его признак).

сегодняшних детей(задание из видео-урока)

1. детей (каких?) сегодняшних; главное слово — детей (сущ.), зависимое — сегодняшних (прил.);

2. по строению простое (состоит только из двух компонентов);

3. по смысловой спаянности — свободное (каждый компонент является отдельным членом предложения; к тому же мы можем свободно замещать каждый член  другими подходящими словами — нынешних детей, будущих детей, сегодняшних чад);

4. по главному слову — именное (детей — сущ.)

5. тип связи — согласование (при изменении формы главного слова меняется и зависимое: о сегодняшних детях, сегодняшними детьми);

6. тип смысловых отношений — определительные (главное слово называет лицо, а зависимое — его признак).

admin