Откуда берется ветер для детей

Откуда берется ветер для детей

Откуда берется ветер? Как объяснить ребенку?

Человека всегда интересовали природные явления, которые он сначала объяснял сверхъестественными причинами, а потом научился говорить о них с научной точки зрения.. Интересно, например, откуда берется ветер.

Все знают, что это движение воздуха, но что заставляет его двигаться? Географы объясняют это просто: местами меняются теплых и холодный слои. Происходит это следующим образом.

Солнце испускает лучи, которые в светлое время суток пронизывают ту часть атмосферы, которую люди называют воздухом. Те лучи, которые доходят до поверхности, вызывают нагревательные процессы в гидросфере и камнях, почве и т.п. Те начинают отдавать свое тепло в атмосферу, соответственно нагревающуюся. Если предметы более темные, они лучше впитываю тепло и потом могут отдать его больше. Суша и вода также нагреваются неравномерно. В результате нагретый воздух поднимается, а на его место приходит более холодный, из мест с тенью. Так появляются небольшие вихри.

И таким же образом «появляются на свет» разрешительные ураганы и бури, просто воздушные массы в этом случае более объемные, а разница температур — более значительная.

Морской или другой водный ветер также образуется благодаря наличию суши: на ней нагретый воздух поднимается, а его место занимает прохладный с моря или какого-то водоема.

Кроме того, на ветра дополнительно влияет и движение земли вокруг своей оси. Ведь логично предположить, что если бы она стояла на месте, то и были бы они только северными да южными. Однако из-за вращения все не так просто, поскольку оно смещает все северные потоки воздуха вправо, а южные, соответственно, наоборот. Вот и получаются пассаты и весты. Таким образом, основных направлений ветра — четыре, они ориентированы по сторонам света, однако есть еще и дополнительные: северо-западный, юго-восточный и тому подобное.

О такой особенности ветров знали еще древние греки, которые дали им очень романтические на взгляд современного человека имена: эвр, эквилон, борей и нот.

Движение воздушных масс характерно для всех частей земного шара, просто происходит оно с разной интенсивностью — где-то и обычный ветер является редким гостем, а где-то ураганы — дело привычное. Сильные ветры — бури — образуются по той же причине, что и обычные, просто они характерны для мест с низким давлением и, соответственно, большей разницей температур.

Происходит это следующим образом: холодные массы воздуха в Арктике снимаются с места и продвигаются в более теплые края, то есть в тропики. И вот в определенных местах этот холодный поток встречается с клином или клиньями потока теплого. На вершине этого потока появляется зона очень низкого давления, в которую устремляется весь воздух, создавая так сильно пугающее человека явление — бурю.

Еще одна из разновидностей разрушительных ветров — торнадо. Эта воронка, которая засасывает все на своем пути, образуется следующим образом: Ветра движутся в разные стороны и с разной скоростью. Соответственно, чем дальше от поверхности Земли — тем быстрее, чем ближе — тем медленнее, поскольку движение воздушного потока встречается с сопротивлением поверхности и трение делает движение замедленным. Вот и получается воронка, которая подвигается горизонтально.

На самом деле, у ученых еще много вопросов относительно природы ветров, а особенно — ураганов и торнадо. Наблюдения и изучение их дают значительные результаты, но их пока недостаточно для окончательного научного вывода. Так что при желании романтики могут представлять грозного бога, который создает их в порыве гнева, насылая на людей.

Ветер-невидимка

Занятие для детей от пяти лет

Цели: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы, в дидактических играх и в играх-ТРИЗ; пополнить словарный запас детей такими словами, как «обжигающий», «свирепый», «пронизывающий», побуждать их активно использовать слова, характеризующие ветер; учить пользоваться при рисовании нетрадиционными приемами, оправданными изобразительными задачами.

Предварительная работа: организовать наблюдение детей за ветром во время прогулок; провести беседу о ветре; отмечать природные изменения в календаре погоды; учить детей определять направление ветра с помощью султанчиков, флюгеров, флажков, вертушек; познакомить детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.

Оборудование и материалы: два больших обруча, два «портрета» ветра, набор карточек для дидактической игры «Польза — вред»; соломки-трубочки для рисования воздухом, баночки с гуашью разных цветов, стаканчики для воды, восемь рамок-виньеток; таз с водой, клеенка, кораблик с парусом, веера для детей.

Занятие проводится с подгруппой детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал под спокойную музыку и садятся на ковер.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает —
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг — и нет его нигде!

Что это?

Дети: Ветер!

Воспитатель: Почему ветер называют Невидимкой?

Речевое упражнение «Какой бывает ветер?»

Дети: Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать.

Воспитатель: Какой бывает ветер?

Дети: Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый.

Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?

Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит, ветер дует. Можно открыть форточку: сильный ветер заставит занавески качаться, может сдуть бумажки со стола…

Воспитатель: Давайте подойдем к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер.

Дети описывают свои наблюдения и делают вывод, ветреная ли сегодня погода.

Воспитатель: А что умеет делать ветер?

Дети: Гудеть в трубе, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде (и т.д.).

Воспитатель: Много разных дел умеет делать ветер — и хороших, и плохих. Вообще-то увидеть сам ветер невозможно. Вы об этом уже сказали. Но в некоторые времена жил на свете один Художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды Художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось. (Воспитатель показывает детям два «портрета» ветра.) Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком — ветер, от которого одни несчастья?

Дети определяют, какой портрет изображает «злого» ветра, а какой «доброго». Объясняют, почему они так решили. Педагог кладет перед собой два обруча и помещает в каждый один из портретов ветра.

Воспитатель: Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идет речь — о добром или о злом.

Игра «Ветер добрый, ветер злой»

Выбираются двое детей. Одному нужно выбрать картинки с делами злого ветра, другому — с делами доброго ветра. После выполнения задания другие дети проверяют правильность отбора картинок. Можно играть на скорость и повторить игру 2—3 раза.

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка-превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.

Чики-чики-чикалочка,
Игра-превращалочка.
Вокруг себя повернитесь —
И в деревья превратитесь!

Дети «превращаются» в деревья.

Дети и воспитатель:

Наши ноги — это корни,
Наше туловище — ствол,
Наши руки — это ветви,
Наши пальцы — это листья!

Имитационная игра «Дерево»

Звучит музыка.

Воспитатель: Подул легкий ветерок — зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.) Усилился ветер — затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.)
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.)
Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.)

Воспитатель (взмахивает палочкой):
Пусть деревья станут ребятами!

Дети снова рассаживаются на ковре.

Воспитатель: Знаете ли вы, что такое ветер?

Дети: Это движение воздуха.

Воспитатель: Можно ли создать «искусственный» ветер?

Дети: Да. Для этого нужно заставить воздух двигаться — помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, включить вентилятор.

Воспитатель раздает детям веера.

Воспитатель: Легкий ветерок освежает нашу кожу. Попробуйте создать легкий ветерок, чтобы освежить себя. Пусть ваша кожа ощутит приятное дуновение. (Дети обмахиваются веерами.) В некоторые времена богатые дамы никогда не выходили из дома, не захватив с собой веера. В присутственных местах, на балах, в театрах обязательно обмахивались веерами. Сегодня мы можем увидеть веер только в кино или в театре.
Какие электроприборы в наше время заменили собой веера?

Дети: Вентилятор, кондиционер.

Воспитатель: А теперь отправимся к нашему маленькому морю. (Все подходят к столу, на котором установлен таз с водой.)

Какое сейчас море?

Дети: Спокойное.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: На море нет волн, вода не движется.

Воспитатель: Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?

Дети: Надо подуть на воду.

Воспитатель предлагает детям подуть на воду. Образуются «волны».

Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.

Воспитатель предлагает спустить на воду легкий игрушечный кораблик с парусами. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте.

Воспитатель: Почему же наш кораблик не плывет?

Дети: Потому что нет ветра.

Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?

Дети: Надо, чтобы подул ветер.

Дети дуют на воду. Кораблик начинает двигаться.

Воспитатель: Парус — это ловушка для ветра. Ветер надувает парус и заставляет кораблик двигаться своей силой. Паруса человек придумал давным-давно. Давайте вспомним стихотворение А.Пушкина про кораблик.

Дети:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…

Воспитатель: Но ветер — не только друг морехода. Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм?

Дети: Ветер может перевернуть кораблик, может погнать его к скалам, посадить на мель.

Воспитатель: Это так. На парусных кораблях плавали отважные люди, которые решались рисковать своей жизнью. Сегодня плавание под парусом превратилось в вид спорта. А по океану плавают большие надежные корабли, которые приводятся в движение не ветром, а мотором.

Внезапно слышится шум ветра.

Воспитатель: Что это? Видно, ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решил вмешаться в разговор. Прислушайтесь. Какой характер у этого ветра? Он сильный или слабый?
А если бы вам можно было на какое-то время превратиться в ветер, каким ветром вы бы стали?
Представьте, что у вас, как у Художника из сказки, появились волшебные очки и вы смогли рассмотреть невидимое. Нарисуйте свой ветер.

Дети устраиваются на полу и рисуют ветер, выдувая краску из трубочки. Затем представляют своих персонажей, рассказывают об их характерах.
Воспитатель подзывает детей к себе и предлагает закрыть глаза. Когда дети открывают глаза, перед ними оказывается сундучок.

Воспитатель: Кто же здесь был? Кто мог оставить здесь этот сундучок?

Дети: Ветер, наверное.

Воспитатель: Да в нем что-то есть! Это же свистульки! Наверное, ветер захотел, чтобы вы не только рисовали с его помощью, но и свистели. (Дарит детям свистульки и прощается с ними.)

Жанна ИВАНОВА,
воспитатель детского сада № 55, г. Апатиты Мурманской области

Человека всегда интересовали природные явления, которые он сначала объяснял сверхъестественными причинами, а потом научился говорить о них с научной точки зрения.. Интересно, например, откуда берется ветер.

Все знают, что это движение воздуха, но что заставляет его двигаться? Географы объясняют это просто: местами меняются теплых и холодный слои. Происходит это следующим образом.

Солнце испускает лучи, которые в светлое время суток пронизывают ту часть атмосферы, которую люди называют воздухом. Те лучи, которые доходят до поверхности, вызывают нагревательные процессы в гидросфере и камнях, почве и т.п. Те начинают отдавать свое тепло в атмосферу, соответственно нагревающуюся. Если предметы более темные, они лучше впитываю тепло и потом могут отдать его больше. Суша и вода также нагреваются неравномерно. В результате нагретый воздух поднимается, а на его место приходит более холодный, из мест с тенью. Так появляются небольшие вихри.

И таким же образом «появляются на свет» разрешительные ураганы и бури, просто воздушные массы в этом случае более объемные, а разница температур — более значительная.

Морской или другой водный ветер также образуется благодаря наличию суши: на ней нагретый воздух поднимается, а его место занимает прохладный с моря или какого-то водоема.

Кроме того, на ветра дополнительно влияет и движение земли вокруг своей оси. Ведь логично предположить, что если бы она стояла на месте, то и были бы они только северными да южными. Однако из-за вращения все не так просто, поскольку оно смещает все северные потоки воздуха вправо, а южные, соответственно, наоборот.

Как объяснить ребенку откуда берется ветер

Вот и получаются пассаты и весты. Таким образом, основных направлений ветра — четыре, они ориентированы по сторонам света, однако есть еще и дополнительные: северо-западный, юго-восточный и тому подобное.

О такой особенности ветров знали еще древние греки, которые дали им очень романтические на взгляд современного человека имена: эвр, эквилон, борей и нот.

Движение воздушных масс характерно для всех частей земного шара, просто происходит оно с разной интенсивностью — где-то и обычный ветер является редким гостем, а где-то ураганы — дело привычное. Сильные ветры — бури — образуются по той же причине, что и обычные, просто они характерны для мест с низким давлением и, соответственно, большей разницей температур.

Происходит это следующим образом: холодные массы воздуха в Арктике снимаются с места и продвигаются в более теплые края, то есть в тропики. И вот в определенных местах этот холодный поток встречается с клином или клиньями потока теплого. На вершине этого потока появляется зона очень низкого давления, в которую устремляется весь воздух, создавая так сильно пугающее человека явление — бурю.

Еще одна из разновидностей разрушительных ветров — торнадо. Эта воронка, которая засасывает все на своем пути, образуется следующим образом: Ветра движутся в разные стороны и с разной скоростью. Соответственно, чем дальше от поверхности Земли — тем быстрее, чем ближе — тем медленнее, поскольку движение воздушного потока встречается с сопротивлением поверхности и трение делает движение замедленным. Вот и получается воронка, которая подвигается горизонтально.

На самом деле, у ученых еще много вопросов относительно природы ветров, а особенно — ураганов и торнадо. Наблюдения и изучение их дают значительные результаты, но их пока недостаточно для окончательного научного вывода. Так что при желании романтики могут представлять грозного бога, который создает их в порыве гнева, насылая на людей.

Почему дует ветер (для детей)?

Большинство детей в определенный период своего развития становятся «почемучками». Поток вопросов от них не прекращается даже во время еды, и мамы и папы, а также бабушки и дедушки иногда просто теряются и не знают, как ответить на то или иное «Почему?..».

Некоторые малыши придумывают разные вопросы просто на ходу, а на каждый ответ, который приготовили для них родители, у них уже есть около пяти новых вопросов на эту или другую тему. К слову, чаще всего все эти «Почему?..» дети задают мамам и папам в самый неподходящий для этого момент времени.

Объяснить ребенку сложный физический или биологический процесс так, чтобы он понял, бывает очень непросто. Например, вот как ответить крохе, почему небо голубое, или почему все время дует ветер? Если начать теряться, придумывая различные объяснения, ребенок очень быстро «засыплет» вас еще большим количеством вопросов. Далее мы предлагаем вам небольшой рассказ для детей, из которого они смогут легко понять, почему дует ветер.

Как объяснить ребенку, почему дует ветер?

Прежде, чем начать свое повествование, объясните ребенку, а еще лучше продемонстрируйте вот такой эксперимент – если маминым феном нагреть воздушный шарик, то он еще больше надуется и начнет подниматься вверх. Если же после этого его засунуть в холодильник или вынести на улицу зимой, он вновь уменьшится в размерах и опустится вниз.

Почему так происходит? Да потому, что воздух, нагреваясь, становится легче, а когда он охлаждается – тяжелеет. Далее малышу будет проще объяснить, что ветер – это тот же воздух. А дует он потому, что воздух из теплых стран поднимается вверх, а холодный северный ветер сразу же летит занять его место.

Ответы на любые вопросы

Ветер – это и есть постоянные, нескончаемые перемещения теплого и холодного воздуха.

Для более доступного понимания можно также провести аналогию с водой. Каждый ребенок хотя бы раз видел, как течет вода в реке. А ветер – это и есть точно такие же реки, только воздушные, которые постоянно текут вокруг всего Земного шара.

Почему дует ветер (для детей)?

Большинство детей в определенный период своего развития становятся «почемучками». Поток вопросов от них не прекращается даже во время еды, и мамы и папы, а также бабушки и дедушки иногда просто теряются и не знают, как ответить на то или иное «Почему?..».

Некоторые малыши придумывают разные вопросы просто на ходу, а на каждый ответ, который приготовили для них родители, у них уже есть около пяти новых вопросов на эту или другую тему. К слову, чаще всего все эти «Почему?..» дети задают мамам и папам в самый неподходящий для этого момент времени.

Объяснить ребенку сложный физический или биологический процесс так, чтобы он понял, бывает очень непросто.

Конспект познавательного занятия «Ветер, ветер, ты могуч…»

Например, вот как ответить крохе, почему небо голубое, или почему все время дует ветер? Если начать теряться, придумывая различные объяснения, ребенок очень быстро «засыплет» вас еще большим количеством вопросов. Далее мы предлагаем вам небольшой рассказ для детей, из которого они смогут легко понять, почему дует ветер.

Как объяснить ребенку, почему дует ветер?

Прежде, чем начать свое повествование, объясните ребенку, а еще лучше продемонстрируйте вот такой эксперимент – если маминым феном нагреть воздушный шарик, то он еще больше надуется и начнет подниматься вверх. Если же после этого его засунуть в холодильник или вынести на улицу зимой, он вновь уменьшится в размерах и опустится вниз.

Почему так происходит? Да потому, что воздух, нагреваясь, становится легче, а когда он охлаждается – тяжелеет. Далее малышу будет проще объяснить, что ветер – это тот же воздух. А дует он потому, что воздух из теплых стран поднимается вверх, а холодный северный ветер сразу же летит занять его место. Ветер – это и есть постоянные, нескончаемые перемещения теплого и холодного воздуха.

Для более доступного понимания можно также провести аналогию с водой. Каждый ребенок хотя бы раз видел, как течет вода в реке. А ветер – это и есть точно такие же реки, только воздушные, которые постоянно текут вокруг всего Земного шара.

Почему дует ветер (для детей)?

Большинство детей в определенный период своего развития становятся «почемучками».

Откуда берется ветер

Поток вопросов от них не прекращается даже во время еды, и мамы и папы, а также бабушки и дедушки иногда просто теряются и не знают, как ответить на то или иное «Почему?..».

Некоторые малыши придумывают разные вопросы просто на ходу, а на каждый ответ, который приготовили для них родители, у них уже есть около пяти новых вопросов на эту или другую тему. К слову, чаще всего все эти «Почему?..» дети задают мамам и папам в самый неподходящий для этого момент времени.

Объяснить ребенку сложный физический или биологический процесс так, чтобы он понял, бывает очень непросто. Например, вот как ответить крохе, почему небо голубое, или почему все время дует ветер? Если начать теряться, придумывая различные объяснения, ребенок очень быстро «засыплет» вас еще большим количеством вопросов. Далее мы предлагаем вам небольшой рассказ для детей, из которого они смогут легко понять, почему дует ветер.

Как объяснить ребенку, почему дует ветер?

Прежде, чем начать свое повествование, объясните ребенку, а еще лучше продемонстрируйте вот такой эксперимент – если маминым феном нагреть воздушный шарик, то он еще больше надуется и начнет подниматься вверх. Если же после этого его засунуть в холодильник или вынести на улицу зимой, он вновь уменьшится в размерах и опустится вниз.

Почему так происходит? Да потому, что воздух, нагреваясь, становится легче, а когда он охлаждается – тяжелеет. Далее малышу будет проще объяснить, что ветер – это тот же воздух. А дует он потому, что воздух из теплых стран поднимается вверх, а холодный северный ветер сразу же летит занять его место. Ветер – это и есть постоянные, нескончаемые перемещения теплого и холодного воздуха.

Для более доступного понимания можно также провести аналогию с водой. Каждый ребенок хотя бы раз видел, как течет вода в реке. А ветер – это и есть точно такие же реки, только воздушные, которые постоянно текут вокруг всего Земного шара.

admin