Сколько грамматических основ

Сколько грамматических основ

Содержание

ЯРУС > Теория > Грамматика > Синтаксис > Предложение > Классификации предложений

Предложения по цели высказывания

Повествовательные предложения (предложения, которые содержат сообщение)

Вопросительные предложения (предложения, с помощью которых говорящий стремится получить у собеседника какие-либо новые сведения)

Побудительные предложения (предложения, с помощью которых говорящий побуждает собеседника к какому-либо действию)

Примеры повествовательных предложений: К ночи в погоду становится очень холодно и росисто (Бунин). Недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд (Грин). Неровные стёкла окон отливают цветами радуги (Тургенев). 

Примеры вопросительных предложений: Ты зачем, бродяга, доктора укусил? (Булгаков). Каков кафтанец Тришка сшить изволил? (Фонвизин). Что мог я сказать ей? (Тургенев). Но грустит ли в тишине, в глуши какой-нибудь сурок, жаворонок? (Бунин).

Примеры побудительных предложений: Сыщи письмо, что я вчера от старосты получил (Гончаров). Приезжай ты к нам, соколик мой ясный (Пушкин).

Предложения по наличию/отсутствию эмоциональной окраски

(радость, ирония, грусть и т.д.)

 

Восклицательные предложения (предложения, которые имеют эмоциональную окраску)

Невосклицательные предложения (предложения, которые не имеют эмоциональной окраски)

Примеры восклицательных предложений: Люблю отчизну я, но странною любовью! (Лермонтов). Удивительно ранняя и холодная осень! (Бунин). Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! (Пришвин).

Как определить грамматическую основу предложения

Что за тишина такая на земле! (Шукшин). До чего же тих и спокоен мир! (Домбровский). Только и всего, только одно мгновение! (Бунин).  

Примеры невосклицательных предложений: Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад (Есенин). У вас шансов больше моего: молодость –  великое дело (Островский).

Предложения по количеству грамматических основ

Простые предложения (предложения, которые имеют одну грамматическую основу)

Сложные предложения (предложения, которые имеют две и более грамматические основы)

Примеры простых предложений: Вот и месяц величавый встал над тихою дубравой (Жуковский). Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету (Короленко). При ней жил сын её Семен, не женатый ещё (Платонов).  

Примеры сложных предложений: Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали (Крылов). Уже темнело, и с поля, куда выходил одним концом глухой переулок, надвигалась серая снежная мгла (Андреев).

Предложения по количеству главных членов в грамматической основе

Двусоставные предложения (предложения, грамматическую основу которых составляют два главных члена – подлежащее и сказуемое)

Односоставные предложения (предложения, грамматическую основу которых составляет один главный член – подлежащее или сказуемое)

сгенерировано за 0.02592396736145 сек.

назад >на главную >наверх

Примеры двусоставных предложений: Скоро в доме всё утихло и заснуло (Пушкин). Комната наполнилась невнятным шумом (Стругацкие). Копейка рубль бережёт (пословица).

Примеры односоставных предложений: О политике говорили как-то воздушно и словно с птичьего полёта (Гроссман). Тут пахло хвоей и накалённым песком (Домбровский). Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия (Пушкин). Милая Маша, к чему употреблять в разговоре такие выражения? (Чехов).

Предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов

Распространённые предложения (предложения, состоящие из главных и второстепенных членов)

Нераспространённые предложения (предложения, состоящие только из главных членов)

Примеры распространённых предложений: Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо (Пушкин). По пути я успел обдумать предстоящий разговор и дальнейший план действий (Гроссман). Увидев меня, они бросили игру и стали приближаться (Стругацкие).

Примеры нераспространённых предложений: Мороз крепчает. Рассветало. Шли годы…

Сколько грамматических основ может быть в одном предложении?

Глава 22. Синтаксис. Предложение

§1. Общие понятия. Что отличает предложение от слова и словосочетания

Предложение – это основная единица синтаксиса. Предложение обладает набором признаков:

  • выражает законченную мысль
  • имеет цель высказывания
  • грамматически организовано, имеет грамматическую основу
  • оформлено интонационно.

Ни одного из этих признаков ни у слова, ни у словосочетания нет.

Предложения различаются по цели высказывания.

Классификация предложений по цели высказывания

  • повествовательные — выражают сообщение,
  • вопросительные — выражают вопрос,
  • побудительные — выражают побуждение.

Предложения любого типа могут быть восклицательными, т.е. произноситься с сильным чувством, эмоцией, либо невосклицательными. В письменной речи интонацию отражает пунктуация.

Грамматическая основа предложения

Грамматической основой предложения являются его главные члены. Второстепенные члены, распространяющие предложение, в грамматическую основу не входят.

Если предложение состоит только из главных членов, оно нераспространённое. В таких предложениях нет определений, дополнений, обстоятельств. Если в предложении содержится хотя бы один второстепенный член, то оно является распространённым.

В грамматической основе выражено грамматическое значение предложения – обобщённое значение, свойственное всем предложениям с данной структурой. С точки зрения грамматики предложения: Малыш смеётся. и Малыш капризничает. – это предложения с одинаковой грамматической основой и одинаковым грамматическим значением: субъект и его действие в настоящем времени.

§2. Классификации предложений

Классификаций предложений несколько. Важно, по какому основанию сделана классификация. Основания различны.

  1. Классификация по цели высказывания делит предложения на повествовательные, вопросительные и побудительные.
  2. Классификация по грамматической основе делит предложения на простые, имеющие лишь одну грамматическую основу, и сложные, имеющие их более одной.
  3. Классификация предложений по главным членам – это классификация простых предложений. Она делит их на двусоставные и односоставные, а последние, в свою очередь, на назывные, обобщённо-личные, неопределённо-личные, определённо-личные и безличные.
  4. Классификация по типу синтаксической связи – это классификация сложных предложений. Они делятся на сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.
  5. Каждый вид сложных предложений делится далее на разновидности по значению.

Программа предусматривает знание всех классификаций и умение давать характеристикулюбому предложению с учётом его классифицирующих признаков.

Все виды классификаций рассмотрены далее в отдельных параграфах.

Проба сил  

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какими бывают предложения по цели высказывания?

    • повествовательные, вопросительные, восклицательные
    • повествовательные, отрицательные
    • повествовательные, вопросительные, побудительные
    • Определи грамматическую основу предложения: Пахнет весной.

    • Является ли распространённым предложение: Ощути ритм города.

    • Сколько грамматических основ в предложении: Жизнь — это бег на сверхдлинную дистанцию.?

    • Сколько грамматических основ в предложении: Не стоит торопить время: когда-нибудь тебе может не хватить именно этих минут.?

    • Сколько главных членов в предложении: В Муроме много преданий, связанных с былинным богатырём.?

    • Сколько главных членов в предложении: Дополнительная информация неожиданно стала решающей.

    • Сколько главных членов в предложении: Светает поздно.

    • Сколько главных членов в предложении: Приятные мелочи украшают жизнь.

    • Сколько главных членов в предложении: Пожалуйста, приведи себя в порядок.

    Правильные ответы:

    1. повествовательные, вопросительные, побудительные
    2. пахнет
    3. да
    4. одна
    5. две
    6. один
    7. два
    8. один
    9. два
    10. один

    Смотрите также

    — Понравилась статья?:)

    ЯРУС > Теория > Грамматика > Синтаксис > Предложение > Классификации предложений

    Предложения по цели высказывания

    Повествовательные предложения (предложения, которые содержат сообщение)

    Вопросительные предложения (предложения, с помощью которых говорящий стремится получить у собеседника какие-либо новые сведения)

    Побудительные предложения (предложения, с помощью которых говорящий побуждает собеседника к какому-либо действию)

    Примеры повествовательных предложений: К ночи в погоду становится очень холодно и росисто (Бунин).

    К ЗАДАНИЮ 8,11. Грамматическая основа

    Недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд (Грин). Неровные стёкла окон отливают цветами радуги (Тургенев). 

    Примеры вопросительных предложений: Ты зачем, бродяга, доктора укусил? (Булгаков). Каков кафтанец Тришка сшить изволил? (Фонвизин). Что мог я сказать ей? (Тургенев). Но грустит ли в тишине, в глуши какой-нибудь сурок, жаворонок? (Бунин).

    Примеры побудительных предложений: Сыщи письмо, что я вчера от старосты получил (Гончаров). Приезжай ты к нам, соколик мой ясный (Пушкин).

    Предложения по наличию/отсутствию эмоциональной окраски

    (радость, ирония, грусть и т.д.)

     

    Восклицательные предложения (предложения, которые имеют эмоциональную окраску)

    Невосклицательные предложения (предложения, которые не имеют эмоциональной окраски)

    Примеры восклицательных предложений: Люблю отчизну я, но странною любовью! (Лермонтов). Удивительно ранняя и холодная осень! (Бунин). Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! (Пришвин). Что за тишина такая на земле! (Шукшин). До чего же тих и спокоен мир! (Домбровский). Только и всего, только одно мгновение! (Бунин).  

    Примеры невосклицательных предложений: Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад (Есенин). У вас шансов больше моего: молодость –  великое дело (Островский).

    Предложения по количеству грамматических основ

    Простые предложения (предложения, которые имеют одну грамматическую основу)

    Сложные предложения (предложения, которые имеют две и более грамматические основы)

    Примеры простых предложений: Вот и месяц величавый встал над тихою дубравой (Жуковский). Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету (Короленко). При ней жил сын её Семен, не женатый ещё (Платонов).  

    Примеры сложных предложений: Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали (Крылов). Уже темнело, и с поля, куда выходил одним концом глухой переулок, надвигалась серая снежная мгла (Андреев).

    Предложения по количеству главных членов в грамматической основе

    Двусоставные предложения (предложения, грамматическую основу которых составляют два главных члена – подлежащее и сказуемое)

    Односоставные предложения (предложения, грамматическую основу которых составляет один главный член – подлежащее или сказуемое)

    сгенерировано за 0.02592396736145 сек.

    назад >на главную >наверх

    Примеры двусоставных предложений: Скоро в доме всё утихло и заснуло (Пушкин). Комната наполнилась невнятным шумом (Стругацкие). Копейка рубль бережёт (пословица).

    Примеры односоставных предложений: О политике говорили как-то воздушно и словно с птичьего полёта (Гроссман). Тут пахло хвоей и накалённым песком (Домбровский). Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия (Пушкин). Милая Маша, к чему употреблять в разговоре такие выражения? (Чехов).

    Предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов

    Распространённые предложения (предложения, состоящие из главных и второстепенных членов)

    Нераспространённые предложения (предложения, состоящие только из главных членов)

    Примеры распространённых предложений: Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо (Пушкин). По пути я успел обдумать предстоящий разговор и дальнейший план действий (Гроссман). Увидев меня, они бросили игру и стали приближаться (Стругацкие).

    Примеры нераспространённых предложений: Мороз крепчает. Рассветало. Шли годы…

    Укажите количество грамматических основ в предложении. Выпишите…

    25 мая 2017

    Русский язык

    5 — 9 классы

    Укажите количество грамматических основ в предложении. Выпишите грамматические основы.

    1. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

    2. Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.
    Ответ ________3__________________

    3. Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет.

    4. Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку.

    5. Наконец я кинул ему целлофановую шкурку, он и её проглотил, потом полетел пакет, он попридержал его лапой, основательно вылизал, бросил ветру, а потом взглянул на меня и улыбнулся.

    6. Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

    7. Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!
    Ответ:_________4______________

    8. Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов.

    9. Она отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за него и обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с её всегда маленьким родным человечком.

    10. Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

    — Найдите сложные предложения, выделите грамматические основы.
    Нет счастья вне родины, каждый интонация пускай корни в родную землю. (И. Тургенев) 2) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К.

    Определить количество грамматических основ!

    Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)
    — Прочитайте, найдите простые и сложные предложения. Укажите в них грамматические основы. Определите вид каждого сложного предложения( напишите в скобках рядом). Начертите схемы 1-го и 3-го предложений( после предложений).
    1) Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане. 2) Мы жили в гостинице на набережной, и по ночам над нашими окнами шумело море, иногда перехлестывая через парапет. 3) Я все думал, что вот строил человек дом, хотел тихо пожить, чай пить, глядеть на море, вообще как-то побыть самому, писать там что-нибудь, думать. 4) Отчего нам было скучно, мы не знали. 5) Забавин оглянулся и через три-четыре секунды увидел высокую белую звезду маяка, окруженную сиянием, вспыхнувшую на мгновение ярким светом в ночи и снова погасшую. 6) Потом звезда опять вспыхнула и погасла, и так повторялось все время, и было странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет. 7) Иногда лыжникам попадался лисий след, который ровной и в то же время извилистой строчкой тянулся от былья к былью, от кочки к кочке. 8) Потом след поворачивал и пропадал в снежном сиянии. 9) Лыжники шли дальше, и им попадались уже заячьи следы или беличьи в осиновых и березовых рощах. 10) Окна были холодны и прозрачны, но лавки с печками источали сухое тепло, и хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами и слушать быстрое мягкое постукивание колес внизу.
    (По Ю. П. Казакову.)

    — Прочитайте. Определите грамматические основы и начертите схемы предложений.
    1) Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек, когда его внесли в избу и опустили на пол. 2) Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело. 3) Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос. 4) Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. 5) Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть. 6) Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда.

    — Выделите грамматическую основу предложений.
    Я шел вместе со своей тенью по росистой, радужной траве поляны, входил в пестрый сумрак аллеи, ведущей к пруду, и луна покорно следовала за мной. Я шел, оглядываясь, — она, зеркально сияя и дробясь, катилась сквозь черный и местами ярко блестящий узор ветвей и листьев. Я стоял на росистом скате к полноводному пруду, широко сиявшему своей золотой поверхностью возле плотины вправо. Я стоял, глядел — и луна стояла, глядела. Возле берега, подо мной, была зыбкая, темно-зеркальная бездна подводного неба, на которой висели, чутким сном спали, спрятав под крыло голову и глубоко отражаясь в ней, утки… Какое молчание — так может молчать только что-нибудь живое!.. (И. Бунин.)
    срочно, Пожалуйста Выделите Грам.основы

    Ответы

    1.1.

    Количество грамматических основ. Тренировочные упражнения. ОГЭ-2015. Задание 11.

    Общая структура простого предложения. Грамматическая основа

    Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение. Главный структурный признак предложения – наличие грамматической основы.

    Грамматическая основа состоит из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого или одного из них).

    Типы предложения по структуре
    (общая характеристика структуры предложения)

    Простое
    (одна грамматическая основа)
    Солнце осветило землю.
    Сложное
    (несколько грамматических основ)
    Солнце осветило землю, и туман рассеялся.

    Простое предложение

    двусоставное
    (два главных члена)
    Солнце осветило землю.
    односоставное
    (один главный член)
    Рассвело.
    нераспространённое
    (нет второстепенных членов)
    Ручьи журчат.
    распространённое
    (есть второстепенные члены)
    Повсюду весело журчат ручьи.
    полное
    (нет пропущенных главных или второстепенных членов)
    Повсюду весело журчат ручьи.
    неполное
    (пропущены главные или второстепенные члены)
    Повсюду – ручьи.
    неосложнённое
    (нет однородных, обособленных членов предложения, вводных слов, обращений)
    Повсюду весело журчат ручьи.
    осложнённое
    (есть однородные, обособленные члены предложения, вводные слова, обращения)
    Повсюду, на дорогах и в оврагах, весело журчат ручьи.

    План общей характеристики структуры простого предложения

    1. Двусоставное – односоставное (тип односоставного);
    2. Нераспространённое – распространённое;
    3. Полное – неполное (указать, какой член опущен);
    4. Неосложнённое – осложнённое (указать, чем осложнено – однородными, обособленными членами, вводными словами, обращением).

    Образец разбора

    Я, слабый от борьбы за жизнь, медленновстал и подошёлк окну (Пришвин).

    Предложение двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным согласованным определением, которое относится к личному местоимению.

    ►Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»:

    ►Перейти к оглавлению раздела 1 «Простое предложение» книги «Курс русского языка. Синтаксис и пунктуация»

    Глава 22. Синтаксис. Предложение

    §1. Общие понятия. Что отличает предложение от слова и словосочетания

    Предложение – это основная единица синтаксиса. Предложение обладает набором признаков:

    • выражает законченную мысль
    • имеет цель высказывания
    • грамматически организовано, имеет грамматическую основу
    • оформлено интонационно.

    Ни одного из этих признаков ни у слова, ни у словосочетания нет.

    Предложения различаются по цели высказывания.

    Классификация предложений по цели высказывания

    • повествовательные — выражают сообщение,
    • вопросительные — выражают вопрос,
    • побудительные — выражают побуждение.

    Предложения любого типа могут быть восклицательными, т.е.

    ОГЭ. Теория. Задание 11

    произноситься с сильным чувством, эмоцией, либо невосклицательными. В письменной речи интонацию отражает пунктуация.

    Грамматическая основа предложения

    Грамматической основой предложения являются его главные члены. Второстепенные члены, распространяющие предложение, в грамматическую основу не входят.

    Если предложение состоит только из главных членов, оно нераспространённое. В таких предложениях нет определений, дополнений, обстоятельств. Если в предложении содержится хотя бы один второстепенный член, то оно является распространённым.

    В грамматической основе выражено грамматическое значение предложения – обобщённое значение, свойственное всем предложениям с данной структурой. С точки зрения грамматики предложения: Малыш смеётся. и Малыш капризничает. – это предложения с одинаковой грамматической основой и одинаковым грамматическим значением: субъект и его действие в настоящем времени.

    §2. Классификации предложений

    Классификаций предложений несколько. Важно, по какому основанию сделана классификация. Основания различны.

    1. Классификация по цели высказывания делит предложения на повествовательные, вопросительные и побудительные.
    2. Классификация по грамматической основе делит предложения на простые, имеющие лишь одну грамматическую основу, и сложные, имеющие их более одной.
    3. Классификация предложений по главным членам – это классификация простых предложений. Она делит их на двусоставные и односоставные, а последние, в свою очередь, на назывные, обобщённо-личные, неопределённо-личные, определённо-личные и безличные.
    4. Классификация по типу синтаксической связи – это классификация сложных предложений. Они делятся на сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.
    5. Каждый вид сложных предложений делится далее на разновидности по значению.

    Программа предусматривает знание всех классификаций и умение давать характеристикулюбому предложению с учётом его классифицирующих признаков.

    Все виды классификаций рассмотрены далее в отдельных параграфах.

    Проба сил  

    Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

    Итоговый тест

    1. Какими бывают предложения по цели высказывания?

      • повествовательные, вопросительные, восклицательные
      • повествовательные, отрицательные
      • повествовательные, вопросительные, побудительные
      • Определи грамматическую основу предложения: Пахнет весной.

      • Является ли распространённым предложение: Ощути ритм города.

      • Сколько грамматических основ в предложении: Жизнь — это бег на сверхдлинную дистанцию.?

      • Сколько грамматических основ в предложении: Не стоит торопить время: когда-нибудь тебе может не хватить именно этих минут.?

      • Сколько главных членов в предложении: В Муроме много преданий, связанных с былинным богатырём.?

      • Сколько главных членов в предложении: Дополнительная информация неожиданно стала решающей.

      • Сколько главных членов в предложении: Светает поздно.

      • Сколько главных членов в предложении: Приятные мелочи украшают жизнь.

      • Сколько главных членов в предложении: Пожалуйста, приведи себя в порядок.

      Правильные ответы:

      1. повествовательные, вопросительные, побудительные
      2. пахнет
      3. да
      4. одна
      5. две
      6. один
      7. два
      8. один
      9. два
      10. один

      Смотрите также

      — Понравилась статья?:)

      admin